«Приходят не от хорошей жизни». Стихийная «биржа» на обочине

Ищущие поденную работу люди рассказывают, что предпочитают зарабатывать по 100–120 тысяч тенге в месяц через стихийную «биржу труда», а не идти на предлагаемую властями работу. В центре занятости Шымкента говорят, что «им неизвестно, на что живут более 39 тысяч трудоспособных граждан».

ЖИЗНЬ НА ОБОЧИНЕ

Место рядом с автобусной остановкой «Меланж» по улице Жансугурова в Шымкенте, городе республиканского значения на юге Казахстана, — стихийная «биржа труда». Почти всегда здесь многолюдно. Десятки человек, в том числе молодежь, мужчины и женщины среднего возраста, стоят в ожидании предложений поденной работы. Некоторые сидят на бетонном выступе на обочине, подстелив куски картона. Пакеты и сумки с рабочей одеждой они развешивают на ветках деревьев.

Пакеты людей, которые приходят в поисках поденной работы на стихийную «биржу труда». Шымкент, 20 октября 2019 года.
Пакеты людей, которые приходят в поисках поденной работы на стихийную «биржу труда». Шымкент, 20 октября 2019 года.


Тишину на «бирже» время от времени нарушают останавливающиеся машины. Как только подъезжает автомобиль, люди наперегонки бегут к нему и спешат открыть дверь раньше, чем это успевает сделать водитель. Если работа и оплата устраивают, они, схватив свои сумки и пакеты, садятся в машину.

Двое мужчин, которые вместе с репортером Азаттыка вышли на остановке, спешно направились в сторону «биржи». Мужчина на вид около 50 лет, представившийся Кайратом, рассказывает, что находит работу через такую «биржу» около 20 лет. Двое его детей уже достигли совершеннолетия. Жена и младший сын работают на железной дороге, старший сын на стройке.

Кайрат в основном занимается заливкой бетона. Иногда он подрабатывает поваром, готовит еду для рабочих. Зарабатывает по пять-шесть тысяч тенге в день.

— Люди сюда приходят не от хорошей жизни. Летом работы много, зимой мало. Порой за два-три часа работы можно заработать четыре-пять тысяч тенге. Иногда работаешь до вечера, а деньги не получаешь. Нам приходилось слышать о гибели людей. Кому-то кирпич на голову упадет, кого-то засыплет землей в колодце. Никто не отвечает за несчастные случаи. Если за работу не платят, судиться не будешь из-за отсутствия договора, — рассказывает он.

Кайрат говорит, что пытался устроиться на постоянную работу. Однако принимать на работу человека с судимостью не хотят. У Кайрата — две судимости. Он говорит, что ему предлагали официальное трудоустройство, но размер оплаты труда его не устраивал.

— Лучше зарабатывать через «биржу» по 100–120 тысяч тенге в месяц, чем сидеть привязанным к одному месту без выходных и получать зарплату в размере 80 тысяч тенге, — считает он.

ОТКАЗАЛСЯ ОТ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

По словам Кайрата, большинство приходящих на «биржу» пробовали пойти на постоянную работу на вакансии, предлагаемые центром занятости. Но вернулись на обочину дороги.

Нанимающиеся на поденную работу обступили остановившуюся машину. Шымкент, 21 октября 2019 года.
Нанимающиеся на поденную работу обступили остановившуюся машину. Шымкент, 21 октября 2019 года.


30-летний житель Шымкента Ермек ходит на «биржу» по улице Жансугурова в поисках работы строителя. У него шестеро детей. У жены — инвалидность второй группы. Мужчина содержит семью на то, что удастся заработать на «бирже». Это четыре-пять тысяч тенге в день.

— Я зарегистрировался в городском центре занятости как безработный. Подметал улицы. Зарплата была 70 тысяч тенге. Деньги за первый месяц получил вовремя, за второй месяц выдали с опозданием. Я понял, что не смогу прокормить семью, и вернулся на «биржу», — рассказывает Ермек.

Мужчина говорит, что в центре занятости не могут предложить высокооплачиваемую работу. Работодатели не дают объявления о хороших вакансиях в этот центр, считает он. На работу с зарплатой 150 тысяч тенге большая конкуренция. Ермек рассказывает, что ему доводилось слышать, что на такую работу можно устроиться, дав взятку. Он решил, что, пока есть силы, будет наниматься через «биржу».

Ермек утверждает, что в этом году даже не пытался получить адресную социальную помощь, которую дают малообеспеченным семьям. Он отказался от АСП, даже когда узнал, что по указу президента на каждого ребенка из многодетной нуждающейся семьи полагается 21 тысяча тенге.

— Чтобы получить адресную социальную помощь, надо собрать документы и ходить из кабинета в кабинет. Я махнул на это рукой, сказал, что такой помощи не надо, — говорит он.

По мнению Ермека, люди не стали бы идти на улицу в поисках работы по найму, если бы государство способно было найти им работу с зарплатой, которой хватит на жизнь.

Мужчина, сидящий вдоль дороги в ожидании предложений о работе. Шымкент, 21 октября 2019 года.
Мужчина, сидящий вдоль дороги в ожидании предложений о работе. Шымкент, 21 октября 2019 года.

«НЕИЗВЕСТНО, НА ЧТО ЖИВУТ 39 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК»

Стихийная «биржа» со стоящими вдоль улицы людьми, похоже, не нравится властям. Время от времени полиция неожиданно приходит с рейдами и разгоняет нанимающихся на поденную работу. Однако через день-два «биржа» вновь оживает.

Руководитель отдела управления инспекции труда и миграции города Шымкента Галымжан Шарипов знает о «бирже» по улице Жансугурова. По его словам, 80 процентов заявлений к ним поступает именно от нанимающихся на временную работу у частников.

— Жалуются на то, что им не выплачивают зарплату. Но мы не можем вмешиваться в это. Потому что между наемным работником и работодателем не заключаются трудовые договоры. Поэтому сложно защищать права работников, которые стоят вдоль дорог. Невозможно взыскать оплату их труда, — говорит он.

По его словам, если работники, у которых есть трудовой договор, не могут получить свою зарплату, то их работодателю выносят предупреждение. Если это не возымеет действия, вопрос решается через суд.

Стоящие вдоль улицы Жансугурова в Шымкенте люди. 21 октября 2019 года.
Стоящие вдоль улицы Жансугурова в Шымкенте люди. 21 октября 2019 года.


По данным пресс-секретаря центра занятости Шымкента Даурена Болыса, в Шымкенте по найму работает более 280 тысяч человек. В городе с миллионным населением более 22 тысяч человек официально зарегистрированы как безработные. В соответствии с программой «Еңбек» им предоставляются направление на получение профессионально-технического образования, кредиты на открытие своего дела либо их устраивают на общественные работы. Власти собирают информацию от частных предпринимателей, государственных учреждений и общественных объединений об имеющихся вакансиях.

— Например, сообщается о вакансии дворника или помощника бухгалтера на предприятии. Зарегистрированные как безработные получают направление на социальные и общественные работы. Занятые на общественных работах получают зарплату в размере 50 тысяч тенге. 35 процентов от зарплаты лиц, направляемых на социальные работы, оплачивается центром занятости. Остальное платит работодатель. На общественные работы установлен срок 12 месяцев, на социальные рабочие места — шесть месяцев. После завершения этого срока жители снова собирают документы и сдают их в центр, — говорит пресс-секретарь.

По словам Даурена Болыса, центру занятости «неизвестно, чем заняты более 39 тысяч трудоспособных жителей города и на что они живут».

Репортер Азаттыка попыталась рассказать людям с «биржи» о предложениях центра занятости.

— Власти предлагают идти подметать улицы. Допустим, мы согласны, это тоже работа. Однако зарплата составляет 50 тысяч тенге. Мне за квартиру платить 50 тысяч или на эти деньги еду детям покупать? А здесь можно заработать приличные деньги. Это работа удобнее, не нужно ждать зарплату в течение месяца. Я не хожу без работы, — сказала сидящая на обочине дороги женщина, представившаяся Гаухар Оразкуловой.

Наемные работники считают предлагаемую центром занятости заработную плату низкой. Минимальная заработная плата в Казахстане — 42 500 тенге (около 110 долларов).

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.