Мать родная не узнает

Имена победителей фотоконкурса были объявлены на прошлой неделе. В открытой творческой категории (то есть помимо установленных номинаций) победа была присуждена фотохудожнику из Германии Борису Эльдагсену, за работу под названием “Псевдомнезия: Электрик” (“Pseudomnesia: The Electrician”).

Однако от награды победитель отказался, признавшись, что сжульничал: поданная им на конкурс работа была создана не им, а алгоритмом, то есть искусственным интеллектом.

По словам Эльдагсена, таким образом он хотел проверить работу членов жюри и начать общественную дискуссию о будущем фотографии как искусства.

Пресс-секретарь Всемирной организации фотографии признал: еще до объявления имен победителей конкурса Эльдагсен упоминал, что его конкурсная работа – “совместное произведение”, созданное с использованием ИИ.

“Поэтому, после нашей переписки с Борисом [Эльдагсеном] и предоставленных им гарантий, мы сочли, что его заявка соответствует критериям для участия в этой категории, и заявку приняли”.

Когда в сентябре прошлого года изображение, сгенерированное искусственным интеллектом, победило на государственном художественном конкурсе в США, победа эта вызвала споры, не утихающие до сих пор.

Мощность технологии при этом растет буквально не по дням, а по часам.

Раньше фотографы и художники могли утешать себя, указывая на недостатки в изображениях, созданных искусственным интеллектом. Теперь обнаружить какие-то очевидные огрехи ИИ становится все труднее.

В прошлом месяце Тим Флэк, президент Ассоциации фотографов, рассказывал мне, как он был шокирован той легкостью, с которой при помощи ИИ можно было “сделать фотографию” тигра – ничуть не хуже той, что раньше сделал он сам. С той разницей, что “его” тигра пришлось запереть в клетке.

Услышавший об этом студент-фотограф выразил беспокойство по поводу того, будет ли у него хоть какой-то шанс устроиться работать по специальности к моменту окончания университета.

Немало художников и фотографов высказывают обвинения в том, что алгоритмы ИИ якобы неправомерно используют труд сотен тысяч людей, создавших изображения, на которых сейчас обучают эти системы. Некоторые обеспокоенные за свое будущее творцы даже подали на компьютерщиков в суд.

Другие рассматривают ИИ просто как еще один рабочий инструмент – может быть, и новую категорию искусства, но не менее ценную.

Фотография и сама когда-то была новым изобретением, напоминают они. И на тот момент эта новая технология тоже многим казалась угрожающей.

Впрочем, без ответа остается еще немало казалось бы простых вопросов – например, кому принадлежат авторские права на изображение, созданное при помощи алгоритмов.

Технология ИИ в целом породила массу этических и юридических вопросов, ответов на которые пока нет.

Крис Валланс, корреспондент Би-би-си по технологиям

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.