Бедность-главная проблема

Рост экономики Узбекистана в последние годы привлекает зарубежных инвесторов, а значительное увеличение численности населения подпитывает амбиции страны стать самой крупной экономикой Центральной Азии, опередив соседний Казахстан, пишет британская газета Financial Times.

Президент Шавкат Мирзиёев, который пришел к власти после смерти авторитарного правителя Ислама Каримова в 2016 году, провел валютную либерализацию и «подготовил почву для новых реформ», отмечает издание.

В рейтинге Doing business Всемирного банка, ранжирующего страны в зависимости от легкости ведения бизнеса, Узбекистан за пять лет поднялся с 141-го места до 69-го. Государство снизило налоги, открыло данные по бюджету, возобновило торговлю с соседями, начало выдавать ипотечные кредиты.

Европейский банк реконструкции и развития инвестировал в Узбекистан в общей сложности 2,6 миллиарда евро, более половины из них — в текущие проекты. Узбекистан нанимает иностранных консультантов. Так, бывший президент ЕБРР Сума Чакрабарти стал советников Мирзиёева. К слову, Чакрабарти является также советником президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева по экономическим вопросам.

С 2015 года объем прямых инвестиций в Узбекистан утроился — до 1,7 миллиарда долларов, большая часть которых идет в зеленую экономику. В Ташкенте строят элитное жилье, по улицам разъезжают дорогие машины, в том числе электромобили.

Тем не менее, как отмечается в публикации, остается много нерешенных вопросов. Один из них — бедность населения. Среднемесячная зарплата в стране составляет 160 долларов.

«Низкий ВВП на душу населения — одна из самых острых проблем для узбекской экономики», — считает автор. По официальным прогнозам, ВВП на душу населения в стране составит 1900 долларов в этом году и 2800 долларов в 2026 году. Но эксперты прогнозируют, что в стране с быстрорастущим населением доходы будут увеличиваться.

«Потребительская база огромная, она будет тратить больше денег. У людей есть располагаемый доход, и это будет реальной движущей силой экономики. [В стране] почти 35 миллионов человек, которые могут начать зарабатывать только больше, — комментирует Дакота Ирвин, исследователь инвестиционно-банковской компании Bluestone, специализирующейся на Узбекистане и Центральной Азии. — Есть природный газ, хлопок, текстиль. Плюс медь и уран. [У Узбекистана] есть все инструменты, чтобы стать региональным экономическим лидером».

Власти тревожит двузначная инфляция в стране, цены на товары выросли после открытия торговых каналов с соседями и вследствие влияния пандемии. Но рост цен, как считают чиновники, временное явление: к 2023 году инфляцию планируют снизить до 5 процентов.

«Согласно некоторым международным прогнозам, Узбекистан благодаря росту численности населения и экономической диверсификации через десять лет может обойти Казахстан и стать крупнейшей экономикой Центральной Азии. Узбекистан стремится занять второе место после России в Содружестве Независимых Государств, которое объединяет большинство постсоветских стран», — пишет Financial Times.

По данным Всемирного банка, ВВП Узбекистана в прошлом году достиг 57,7 миллиарда долларов. ВВП России составил 1,5 триллиона долларов, Казахстана — 170 миллиардов. В 2020 году, когда многие страны зафиксировали падение экономического роста, ВВП Узбекистана вырос на 1,6 процента.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.