В драке отсидеться у Казахстана не получится

Казахстан на протяжении десятилетий благодаря «прагматичной внешней политике» сохранял баланс в отношениях с крупными державами, но сейчас соотношение сил в регионе может измениться, а баланс — нарушен, говорится в аналитической статье, опубликованной в американском журнале Foreign Policy.

По мнению авторов статьи Искандера Акылбаева, исполнительного директора Казахстанского совета по международным отношениям, и Брайана Вонга, редактора издания Oxford Political Review, Россия и Китай долгое время действовали на основе принципа «разделения труда» в Центральной Азии: Москва с ее ядерным оружием и военными технологиями «выступала в качестве гаранта безопасности», Пекин же «брал на себя задачу консолидации экономических сетей и интересов в регионе».

«Однако этот статус-кво недавно был поставлен под сомнение, поскольку Китай стал более настойчивым в политике региональной безопасности», — пишет Foreign Policy. Китай подписал антитеррористическое соглашение с Таджикистаном, которое позволяет ему контролировать таджикско-афганскую границу, и учредил вместе с Афганистаном, Пакистаном и Таджикистаном организацию антитеррористического сотрудничества со штаб-квартирой в Урумчи, административном центре провинции Синьцзян.

Более того, Пекин «начал играть значительную роль на рынке вооружений в регионе» — сфере влияния, традиционно считающейся российской. По словам авторов публикации, за последние восемь лет Китай увеличил поставки вооружения в страны региона. Он подарил Казахстану 30 тягачей и 30 большегрузных прицепов на общую сумму в 3,2 миллиона долларов, продал восемь транспортных самолетов Y-8.

Как пишет журнал, доля китайской техники в арсенале вооруженных сил региона значительно выросла — с 1,5 процента в период с 2010 по 2014 год до 18 процентов в 2014-2020 годах.

«Правительства бывшего президента Нурсултана Назарбаева и нового президента Касым-Жомарта Токаева искали экономическую подержку как со стороны Китая, так и России, но они также сохранить тесные связи с Западом в качестве средства противодействия геополитическим амбициям двух своих соседей», — отмечает издание.

Президент Китая Си Цзиньпин и прибывший с визитом в Пекин президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. 11 сентября 2019 года.
Президент Китая Си Цзиньпин и прибывший с визитом в Пекин президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. 11 сентября 2019 года.

Однако сейчас конфигурация сил претерпевает изменения, считают авторы материала. Есть страны, которые готовы бросить вызов статусу Казахстана как регионального лидера. Азербайджан стремится стать альтернативным мостом между Россией и Турцией, тогда как «Китай начал внимательнее присматриваться к Узбекистану как к более надежному партнеру в регионе», пишет FP.

Как отмечают авторы, интересы Китая и России «столкнулись» в Казахстане и в «вакцинной дипломатии», потому что «в программе вакцинации Казахстана преобладает российская вакцина “Спутник V”».

По мнению исследователей, Россия и Китай будут усиливать соперничество в военной сфере в регионе, а по мере ухудшения американо-китайских отношений «нейтралитет» Казахстана, который хочет быть «азиатской Женевой», ждут новые вызовы.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.