А нам все равно

Алмалыкский горно-металлургический комбинат с каждым годом наращивает объемы экспорта. Так, если в 2015 году предприятие поставило на зарубежные рынки продукцию общей стоимостью почти 480 миллионов долларов, то к 2020 году этот показатель вырос до 820 миллионов долларов.

Сегодня комбинат ставит перед собой не меньшие планы: увеличение объемов производства и зарубежных поставок, освоение новых рынков. О них рассказал начальник управления экспорта АГМК Азизжон Закиров. 

– Какую продукцию АГМК экспортирует? В какие страны? Что пользуется наибольшим спросом? 

– В настоящее время комбинат реализует 18 видов экспортно ориентированной, высоколиквидной продукции. Основная продукция – медная. На сегодняшний день АГМК по объемам производства меди занимает третье место (после России и Казахстана): мы производим порядка 148 тысяч тонн меди в год. Из общего объема около 70 процентов (это 85-90 тысяч тонн) отправляется на экспорт.

Наряду с этим экспортируются цинковая и свинцовая продукция, редкие и драгоценные металлы. В частности, зарубежным потребителям поставляются молибден, рений, купорос цинка, кадмий, вольфрам, палладий. Значительная часть продукции Шерабадского цементного завода, расположенного в Сурхандарьинской области, направляется на экспорт.

География экспорта обширная. Основным является турецкий рынок, далее идет Китай, страны СНГ, ближнего и дальнего зарубежья, среднеазиатские государства.

Всего потребителями нашей продукции являются более 20 стран мира. Это Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Болгария, Индонезия, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Нидерланды, Польша, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Украина и другие. 

– Как пандемия повлияла на экспортные показатели в прошлом году? 

– Да, пандемия стала большим вызовом для всех производителей, в том числе и АГМК. Закрывались границы, Иран и Туркменистан, т.е. транзитные страны оставили нас без выхода на внешние рынки. Однако несмотря на это, благодаря правительственной поддержке мы выполнили все поставленные задачи – прогнозные показатели 2020 года выполнены на 105 процентов. 

– Как обстоит ситуация с экспортом сейчас, ведь спрос на рынках металлов серьезно возрос? 

– Действительно, в первом квартале текущего года на рынке выросли мировые котировки на цветные металлы. В частности, цена на катодную медь выросла почти до 10 тысяч долларов. Благодаря текущей конъюнктуре рынка нам уже удалось достичь огромных показателей: за этот период было экспортировано медной, цинковой, свинцовой, цементной и прочей продукции на 230 миллионов долларов (прогноз выполнен на 162 процента). В частности, стоит отметить, что в 4,4 раза увеличился экспорт продукции с добавленной стоимостью – на зарубежные рынки были поставлены медные трубы и медная катанка на 35,5 миллиона долларов.

Если сравнивать с предыдущим показателем, то в первом квартале прошлого года были осуществлены поставки на 174 миллиона долларов, т.е. темп роста экспорта составил 133 процента. 

– В целом, какие цели ставите на этот год? Будет ли расширена номенклатура экспортной продукции, география рынков сбыта? 

– В этом году мы ставим перед собой серьезные планы. В первую очередь стоит вопрос по расширению географии экспорта. Сегодня мы начали реализацию продукции на новые рынки – Австралия, Индонезия, Польша, Литва, Катар. В перспективе выход на рынки Соединенных Штатов Америки, Канады, Объединенных Арабских Эмиратов.

Товарная практически линейка не меняется, но мы работаем над увеличением объемов поставок продукции с высокой добавленной стоимостью – изделий из меди. У нас есть завод в Ангрене по производству медных труб, которые широко используются в холодильной промышленности. Кондиционеры, холодильники, чиллеры – спрос на них растет, как среди физических потребителей, так и благодаря строящимся сооружениям. Мы успешно продаем трубы на европейские рынки.

В целом, в 2021 году комбинатом намечено осуществить экспорт на сумму свыше 734 миллионов долларов. 

– На ваш взгляд, какие проекты необходимо реализовать прежде всего, чтобы нарастить экспортные показатели в разы? 

– Самая большая работа в этом направлении – увеличение объемов производства. Учитывая действующую конъюнктуру, нужно больше производить и больше продавать.

Конечно, матушкой-природой все рассчитано: мы не сможем взять больше положенного. Соответственно разрабатывается проект “Ёшлик” с годовой мощностью 60 миллионов тонн руды в год. Этот новый крупный проект, который, по нашим расчетам, к 2026 году позволит АГМК довести производство катодной меди до 250 тысяч тонн в год, т.е. увеличить почти в два раза.

Кроме того, сейчас проводится работа по регистрации выпускаемой комбинатом катодной меди на Лондонской бирже металлов. Это даст нам признание на международном рынке и репутацию, а также возможность участия на различных биржевых платформах, финансовые инструменты.

На данный момент идет первый этап этого процесса – проверка документации, схемы добычи. В дальнейшем будет проведено непосредственно тестирование металла на ведущих европейских заводах.

Отметим, что производимые АГМК золото и серебро почти 30 лет имеют статус «Хорошей поставки» и аттестованы Лондонской Ассоциацией драгоценных металлов. 

– Повлияет ли вступление Узбекистана в ЕАЭС и ВТО на экспорт продукции АГМК? 

– Мы долго обсуждали этот вопрос, однако не увидели каких-то особых преград или же преимуществ в таком случае. Поскольку продукция комбината является высоколиквидной, т.е. очень востребованной за рубежом. Для нашей продукции практически ничего не изменится: мы как продавали, так и будем продавать. Мы сырьевое предприятие. Это больше касается предприятий, которые производят готовую продукцию.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.