Казах не может быть виноват, потому что он казах

В казахстанском Таразе подходит к концу судебный процесс по делу о трагических событиях в Кордайском районе Джамбульской (Жамбылской) области Казахстана, произошедших в ночь с 7 на 8 февраля 2020 года. В результате нападения этнических казахов на дунганские села тогда погибли, по обновленным данным, 12 человек (11 дунган и один казах; сюда же можно добавить и скоропостижно скончавшуюся мать одного из дунган, которого полицейские-казахи подвергли пыткам), сотни были ранены, многие из них до сих пор прикованы к постели, ущерб от сожженных домов, магазинов, автомобилей и скота, частично сожженного, а частично угнанного, огромен. 

В ходе процесса уже закончился опрос многочисленных свидетелей, подсудимых, теперь должны состояться прения сторон, после чего будет вынесен приговор; предполагается, что его зачитают в начале следующей недели. А 13 апреля, через четыре с половиной месяца после начала судебных слушаний, было оглашено обвинительное заключение, настолько тенденциозное, что трудно найти слова, чтобы выразить своё возмущение.

О сути предъявленного обвинения рассказывается в письме, автором которого является один из известных общественных активистов дунганской диаспоры, член Ассоциации дунган Казахстана Харби Мауров.

НЕ СУД, А СУДИЛИЩЕ

«В течение трех часов государственный обвинитель, сотрудник Жамбылской областной прокуратуры Мешитбаев Л. зачитывал абсурдные, лишенные логики и здравого смысла обвинения, вызывающие лишь недоумение, тревогу, да и в целом ставящие под сомнение компетентность этого важного органа государственного надзора за соблюдением законности.

Что же просит для подсудимых этот государственный обвинитель? По факту убийства одного из бандитов, А.Д. (Абдукерим Дархан 8 февраля 2020 года сознательно задавил на своей машине двоих дунганских мужчин – Лохаша Лугмара и Шисыра Рахима, а нескольких ранил; ранее сообщалось, что он скончался там же, ударившись о бензозаправку – ред.), который находился в составе организованной преступной группы в несколько тысяч человек, напавших на мирные села, и который на своей автомашине Audi сбил насмерть двух ни в чем не повинных людей, оставив десять детей сиротами, обвиняют пятерых дунган! Прокурор запросил для них сроки от 15 до 18 лет! Хотя на суде (в течение почти пяти месяцев) фактически была доказана невиновность четверых из них. Пятый подсудимый сам признался в убийстве А.Д. 

При этом за убийство десяти мирных жителей пострадавших сел и ранения более двухсот человек обвинения по 99-й статье предъявлены всего четырем лицам казахской национальности! Для них сей прокурор запросил сроки от пяти лет и выше условно! Более того, он запросил по два года условно лицам, подстрекавшим в соцсетях к наказанию дунган! А ведь именно в результате их призывов в ту роковую ночь в Кордайский район съехались около десяти тысяч бандитов и мародеров (из показаний бывшего начальника КНБ района) и произошла эта страшная трагедия.

Что же это за СУД такой? Больше похоже на СУДИЛИЩЕ малого этноса, посмевшего дать отпор бандитам и убийцам, в основном казахской национальности, напавшим на их села и устроившим погромы, мародерства, избиения и убийства. Хотя дунгане вынуждены были выйти на оцепление вместе с работниками правоохранительных структур, чтобы защитить свои дома и семьи. Их вина лишь в том, что они кинули несколько камней в сторону нападавших… Однако, следуя логике прокурора, дунгане не имели правa в принципе сопротивляться, а должны были молча смотреть на все эти преступления, тихо мириться с убийствами своих близких и родных…

Посудите сами. Несмотря на то, что по итогам многочисленных показаний подсудимых и свидетелей, а также самих пострадавших невиновность 13-ти из 14-ти защитников мирных сел в судебном процессе, по сути, была доказана (у многих из них было неопровержимое алиби), прокурор просит для некоторых из них от 5 до 18 лет реального срока! Тогда как бандитам, устроившим поджоги трех домов и магазинов, соучастникам убийств и погромов, подвозивших камни, оружие и боеприпасы, чья вина была доказана, сей «гуманный» прокурор запрашивает смехотворные сроки – от двух до пяти лет условно!

В чем причина столь абсурдного обвинительного заключения государственного обвинителя? Быть может, в том, что следствие, которое проводилось тоже спец-прокуратурой, было проведено с мыслимыми и немыслимыми нарушениями закона и человеческой морали? Как утверждают подсудимые, причем как казахи, так и дунгане, чтобы выбить нужные показания, их зверски пытали, били током, обливали холодной водой, не давали спать, надевали на голову полиэтиленовые мешки и т.д. Многие, не выдерживая таких издевательств, пытались свести счеты с жизнью. Один из обвиняемых умер в СИЗО, совершив самоубийство. Акты суицида пытались совершить еще как минимум десять подсудимых!

2

Суд над участниками кордайских событий в Таразе. Фото Рател.кз

Многих жителей из села Каракемер привлекли к ответственности по «кордайскому делу» лишь за то, что они были в плохих отношениях с действующим акимом (главой администрации – ред.) села. Об этом подсудимые сами рассказали в ходе судебного процесса. Также были озвучены страшные факты и доказательства участия самого экс-прокурора района Ашенова в организации и призывах к наказанию дунган! Об этом тоже поведали подсудимые, причем из числа казахской национальности. Кроме того, имели место многочисленные показания и свидетельства участия полицейских в мародерствах, погромах и избиениях мирных жителей пострадавших сел. Возможно, в этом причина абсурдного обвинительного заключения?!

Нельзя не отметить и то, как во время следствия в 27 домах жителей пострадавших сел проводились незаконные обыски и задержания в ночное время без предъявления соответствующих документов, конфисковывая денежные и другие материальные ценности. При этом задержанных также зверски избивали, пытали в Кордайском РОВД, заставляя признаться в участии в массовых драках и убийствах. И все это еще ДО предъявления каких-либо обвинений. Так, Ясырова Я. забрали в пять утра и допрашивали с пристрастием более 18 часов. Увидев искалеченного сына, сердце матери Ясыровой Ц. не выдержало, и она скончалась в ту же ночь. Ее следует считать 11-й (на самом деле 12-ой – ред.) жертвой тех трагических событий.

Издевательства и беззакония прекратились лишь после обращения правозащитников в Генеральную прокуратуру и в Комиссию по правам человека при президенте РК. Правда, виновных в этих преступлениях сотрудников Кордайского РОВД так и не привлекли к ответственности…

А ведь государственный обвинитель с самого начала присутствовал в судебном процессе. Почему же в обвинительном заключении он не учел все вышеперечисленные факты и доказательства? Для чего тогда вообще нужен судебный процесс и присутствие прокурора на нем, если он зачитал обвинительный акт, составленный еще в ходе следствия? На каком основании подсудимым, напавшим на мирные дунганские села и виновным в убийствах и погромах, прокурор просит мягкие сроки, а защитникам пострадавших сел, которые спасали свои семьи, детей и жен от преступников, убийц и мародеров, он предложил столь суровые наказания?

Если это судилище над малочисленным, мирным и трудолюбивым этносом, посмевшим сопротивляться убийствам и погромам со стороны титульной нации, то прямо об этом и скажите, господин Мешитбаев! Как после этого будут жить в Казахстане дунгане и представители других народов и этносов? Не геноцидом ли пахнет данный обвинительный акт?

Слава богу, еще есть СУДЬЯ, который должен вынести окончательный приговор. И мы надеемся, что он будет справедливым, несмотря ни на что. Но для этого нужна поддержка казахстанской общественности. Важен общественный резонанс, иначе шансов на беспристрастный исход очень мало. В этом случае не стоит рассчитывать и на порядок, мир и согласие в Казахстане! Не будет в нем места многонациональной гармонии и разнообразию культур! Усилится массовая миграция населения в другие страны…

Я призываю все прогрессивное и сознательное население нашей страны выступить против этого безумного и абсурдного обвинительного заключения, добиться справедливого судебного приговора – наказать виновных в резонансном этническом конфликте и оправдать невиновных защитников своих сел, жен, детей и матерей. Вместе мы должны дать шанс Казахстану называться правовым государством, островком стабильности и межнационального согласия, где проживает 130 этносов и национальностей».

НАДЕЖДА ЕЩЕ ОСТАЕТСЯ

Напомним, резонансный судебный процесс по уголовному делу с участием 51 человека, призванный подвести итог «кордайским событиям», проходит в городе Таразе, административном центре Джамбульской области, с 3 декабря 2020 года.

Несмотря на то, что погромщиков, как прозвучало в ходе разбирательства, изначально было более 8 тысяч, судят всего 37 участников нападения из числа этнических казахов, сознательно прибывших, чтобы жечь, грабить и убивать, а также 14 дунган, посмевших защищать своих близких и имущество от уничтожения.

3

Процесс в Таразе. Фото Рател.кз

Арестованные дунгане сидят уже целый год. В основном им вменяется статья 272 Уголовного кодекса Республики Казахстан – «Массовые беспорядки», как будто они участвовали в этих беспорядках, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, разрушениями и уничтожением имущества по собственной воле.

Очевидно, что к арестованным дунганам правильнее было бы применить 34-ю статью УК («Крайняя необходимость»), первая часть которой гласит: «Не является уголовным правонарушением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью, правам и законным интересам данного лица или иных лиц, интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не допущено превышения пределов крайней необходимости».

По словам главы Ассоциации дунган Казахстана Хусея Даурова, справедливого разрешения судебного разбирательства сегодня ожидает вся общественность: «Ждут приговора, который накажет преступников и отобьет охоту другим лицам, ищущим легкой наживы и готовым ради них идти на погромы и убийства. Ждут приговора, который должен впредь предупредить саму возможность повторения трагических событий в любом регионе страны».

В беседе с редакцией Дауров заверил, что «резонанс после обвинительного заключения был очень большой, наши [дунганская диаспора] выразили несогласие и протесты [провели протестные акции] в США, Европе, России и других странах».

«Люди очень надеются на справедливое решение суда, в противном случае женщины-матери из нашей общины готовы обращаться во все возможные инстанции, в т. ч. международные, даже выйти на улицы, чтобы выразить свою позицию. Но хотелось бы думать, что мы всё-таки были услышаны нашей властью – сегодня [14 апреля] с нами связались должностные лица, чтобы поддержать нас, говоря, что «это всего лишь предварительное обвинительное заключение, а основное решение будет принимать суд, и он должен делать правильное выводы». Будем ждать, что так оно и будет», – заключил он.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.