Колониальное господство

В западной прессе на уходящей неделе пишут о стремлении России «возродить колониальное господство» над Центральной Азией, отмечая неоднократные попытки Москвы вмешаться во внутренние дела постсоветских государств. СМИ также обращают внимание на ситуацию на месторождении Тенгиз, одном из крупнейших в Казахстане, где вспышка коронавирусной инфекции ставит предприятие под угрозу закрытия.

«НАПОМИНАЯ О ДОМИНИРУЮЩЕЙ РОЛИ»

Вмешательство России во внутренние дела постсоветских республик — тема публикации газеты Diplomat, издающейся в Вашингтоне. Информационным поводом для написания статьи «Может ли Узбекистан поставить узбекский язык на первое место?» послужили выпад российского министерства иностранных дел и реакция на него официального Ташкента.

В конце апреля министерство юстиции Узбекистана предложило внести изменения в законодательство, которые предусматривают штрафы для чиновников за неиспользование узбекского языка в делопроизводстве. Вскоре в российской прессе написали, что в центральноазиатской стране собираются наказывать за применение русского языка в государственных органах. Ташкент отреагировал: пресс-секретарь Минюст Севара Уринбаева заявила, что власти страны пытаются призвать госструктуры «уважать [государственный] узбекский язык», в то время как «российские пропагандистские сайты» пишут, что в Узбекистане «пытаются штрафовать за русский язык».

Президент России Владимир Путин, президент Узбекистана Шавкат Мирзияев (справа). Ташкент, 19 октября 2018 года.
Президент России Владимир Путин, президент Узбекистана Шавкат Мирзияев (справа). Ташкент, 19 октября 2018 года.


Дискуссия на этом не завершилась. 14 мая официальный представитель МИД России Мария Захарова «политизировала вопрос», пишет Diplomat. Она заявила, что сторонники предлагаемой поправки «явно в меньшинстве» в Узбекистане. «Сохранение русского языка в официальном обиходе в полной мере соответствует духу истории и современному качеству наших отношений, а главное — интересам многочисленных граждан Узбекистана, зачастую делающих выбор в пользу учебы или работы в России», — сказала Захарова.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова.

МИД Узбекистана выступил с заявлением после слов представителя МИД России


Подобные выпады по языковому вопросу Москва ранее адресовала странам Балтии, Грузии и Украине, тогда как центральноазиатские государства, как правило, избегали дебатов такого рода и не провоцировали Россию, отмечает издание. Заявление Захаровой — «первый в истории независимого Узбекистана случай, когда российское должностное лицо выступило с комментарием по такому внутреннему вопросу», пишет автор публикации в Diplomat’е Умида Хашимова, эксперт американского исследовательского центра CNA Corporation.

Через три дня после выпада Захаровой МИД Узбекистана опубликовал заявление, в тексте которого нет ни одного упоминания имени российской чиновницы. Текст внешнеполитического ведомства начинался с фразы «В связи с дискуссией в СМИ и социальных сетях…». «Министерство предпочло реагировать на своих граждан, а не на автора заявления», — подчеркивает автор.

«Россия продолжает вмешиваться во внутренние дела бывших советских республик, как бы напоминая им о своей доминирующей роли в отношениях. Центральноазиатские государства становятся для России объектом все большего внимания», — пишет Diplomat.

В статье отмечают, что предыдущий подобный инцидент произошел в 2018 году, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров раскритиковал Казахстан, входящий в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), за введение без согласования с Москвой безвизового режима для граждан США. «По крайней мере, в ответ на этот инцидент Казахстан незамедлительно заявил, что визовый вопрос — внутреннее дело суверенной страны, а ЕАЭС не является политической организацией», — напоминает Diplomat.

Российские СМИ обрушились с критикой на Казахстан в том же 2018 году из-за соглашения о железнодорожном транзите американских невоенных грузов из Афганистана через территорию Казахстана, заявив при этом о «создании военных баз» США на берегу Каспийского моря. МИД Казахстана в ответ сообщил, что «ни о каких военных базах на Каспии речь не идет», выразив надежду, что комментарии российских медиа связаны с «невладением представителями российских СМИ и экспертных кругов фактами о реальном положении», а не с намеренным искажением картины.

Ракетно-артиллерийский корабль в казахстанской акватории Каспийского моря, 17 июля 2015 года.

Астана вновь заявляет, что военных баз США на Каспии нет

«С момента прихода к власти [президента] Владимира Путина Россия встала на путь возрождения своего спорного колониального господства над соседними государствами. Советское прошлое всегда было удобным инструментом для оправдания вмешательства во внутренние дела бывших республик, и упоминание Захаровой о “духе истории” — хорошо известная фраза в таких дебатах. Замедленная реакция Ташкента создает плохой прецедент, поскольку страна вступает в качестве наблюдателя в возглавляемый Россией Евразийский экономический союз», — говорится в статье.

К слову, главы пяти государств — членов ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России) на этой неделе не сумели принять стратегию интеграции на ближайшие пять лет — из-за разногласий по ряду вопросов.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.