На пресс-конференции в Алматы 20 сентября члены «Коалиции гражданских инициатив» представили список людей, подвергнутых в последние дни задержаниям, арестам, штрафам по обвинениям в «нарушении законодательства о порядке проведения мирных собраний». Многим задержанным вменили участие в несанкционированных протестах в начале сентября, во время которых выдвигались требования остановить совместные с Китаем проекты на территории Казахстана, освободить из тюрем людей, которых правозащитники считают политическими заключенными.
Спикеры пресс-конференции не исключают, что число задержанных может возрасти на фоне планируемых на конец этой недели протестных акций, к проведению которых призывали опальный экс-банкир и критик Нур-Султана Мухтар Аблязов и созданное им движение «Демократический выбор Казахстана», деятельность которого запрещена казахстанским судом.
Участники «Коалиции гражданских инициатив», объединившей активистов, назвали не соответствующим международным стандартам законодательство Казахстана о митингах, которое обязывает граждан получать разрешение на мирные собрания и предусматривает штрафы и аресты за несанкционированные акции. Тогжан Кожалиева, Батыр Адайбаев, Альнур Ильяшев, Даная Калиева и другие активисты сказали, что суды, по их мнению, жестко наказывают людей, которые пытались реализовать гарантированное Конституцией и ратифицированными Казахстаном международными документами право на свободу мирных собраний. Активисты отмечают, что участники митингов не совершали противозаконных действий и подчинились требованиям полиции разойтись. Они подчеркивают, что суды и задержания проходили порой ночью и в отсутствие адвокатов.
Международные правозащитные организации критикуют казахстанский закон о митингах как репрессивный. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, ставленник Нурсултана Назарбаева, правившего страной почти 30 лет, не раз с момента вступления в должность в марте заявлял, что законодательство о митингах нуждается в пересмотре, однако к настоящему времени какой-либо проект поправок, смягчающих действующий закон, в парламент не поступил.
Leave a Reply