Не ответила взаимностью на приставания

Бывшая сотрудница суда в Согдийской области лишилась работы за то, что не ответила взаимностью на приставания председателя суда. Об этом она утверждает в письме на имя президента Таджикистана Эмомали Рахмона.

33-летняя женщина, имя которой по этическим соображениям не разглашается, ранее работала секретарем суда и, по ее словам, лишилась должности после того, как отказала председателю суда в интимной близости.

Женщина направила в различные инстанции, в том числе главе государства, более 30 писем с просьбой разобраться в ситуации и восстановить ее на работе. Суд одного из районов Согдийской области, рассмотрев по требованию Верховного суда Таджикистана и областного хукумата заявление бывшей сотрудницы, отказал ей в удовлетворении просьбы.


Хурсандмурод Мирзозода, председатель аппарата Верховного суда Таджикистана, 25 декабря в беседе с Радио Озоди, заявил, что секретарь суда была освобождена от должности за то, что не проинформировала власти о судимости своего брата. «В своей автобиографии она не указала, что ее брат ранее был судим. Мы поговорили с ней и объяснили причину освобождения от занимаемой должности», – сказал он. По словам Мирзозода, экс-секретарь суда окончила юридический факультет университета с отличием, и была направлена Верховным судом на работу в один из районов Согдийской области.

Однако, по словам самой уволенной женщины, судимость ее брата давно погашена, о чем имеется соответствующий документ Верховного суда страны. «Мой брат инвалид второй группы и в настоящее время проходит лечение в психиатрической лечебнице», – пишет она.

Экс-секретарь суда утверждает, что из-за мести председателя суда, уволившего несговорчивую женщину «за нарушение трудового законодательства», ее карьере пришел конец, и она нигде не может устраиваться на работу.


По словам юристов, если жалоба женщины подтвердится, то председателю суда придется отвечать перед законом по двум статьям Уголовного кодекса Таджикистана – 140«понуждение к действиям сексуального характера» (наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот показателей для расчета исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет) и 153 – «нарушение законодательства о труде, которое наказывается штрафом в размере от одной до двух тысяч показателей для расчетов либо лишением свободы на срок до трех лет. Один показатель для расчетов равен 55 сомони ($5,6).

Ойнихол Бобоназарова, известная таджикская правозащитница с сожалением отмечает, что жертвы сексуальных домогательств в большинстве случаев предпочитают молчать из-за страха и стыда перед обществом. «Жалоб на сексуальные домогательства со стороны мужчин-руководителей очень много. Совсем недавно шестеро женщин обратились ко мне с такими жалобами. Но никто из них не согласилась обратиться в суд», – говорит она. Еще три года назад Ойнихол Бобоназарова на совещании в Генеральной прокуратуре Таджикистана предложила принимать отдельный закон о защите женщин от сексуального домогательства. Только принятием такого закона, по словам правозащитницы, можно предотвратить случаи самоубийства со стороны женщин, подвергших сексуальному насилию или домогательству.

Ойнихол Бобоназарова
Ойнихол Бобоназарова


Тем временем, по словам Мадины Тошевой, ведущего специалиста юридического отдела Комитата по делам женщин и семьи Таджикистана, женщины, которые подвергаются домогательству со стороны руководителей или коллег-мужчин могут обратиться в Единый центр при ведомстве по телефо 1313. Женщинам будет представлена юридическая или психологическая помощь, говорит она.

Напомним, в конце прошлого месяца представители Комитета по делам женщин и семьи Таджикистана предложили ввести уголовную ответственность за домогательства. Инициативу поддержали в Генеральной прокуратуре и Верховном суде. Пока что проект поправок в Уголовный кодекс страны находится на стадии обсуждения. О каких наказаниях может идти речь, не уточняется. Как будет определяться домогательство в законе, также неизвестно.

В настоящее время сексуальные домогательства могут квалифицироваться и по другим статьям УК Республики Таджикистан, например, как мелкое хулиганство. По данным судьи Верховного суда Таджикистана Мавджуды Пулоди, за первое полугодие этого года суды Душанбе рассмотрели 42 дела, связанных с сексуальными домогательствами. «Из этого количества лишь три дела связаны с принуждением к половому акту», – сообщила она на пресс-конференции в Душанбе.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.