Китайским императорам дарили самаркандских танцовщиц

А знаете ли вы, откуда пошла китайская фамилия Кан? Представьте себе, из Самарканда!

Именно так китайцы называли этот древний и богатый город на Великом шелковом пути. В истории не раз бывало, что войны, эпидемии, распри гнали согдийцев на Восток, в соседний Китай.  Особенно грандиозных масштабов переселение достигло в эпоху китайской династии Тан (618-907 гг.). По тогдашней традиции, переселенцам присваивались китайские имена, а их фамилии указывали на место предыдущего проживания.

Так, например, выходцы из Самарканда наделялись фамилией Кан, а бухарцы – Ань.В китайских провинциях той поры сформировались целые династии с фамилиями Кан, Ань, Ми, Цао, Хе и Ши. Все они были выходцами из Средней Азии. А потому современные китайцы, носящие эти фамилии, являются отдаленными потомками согдийцев.

Период правления династии Тан отличался небывалым экономическим и культурным подъемом: процветало сельское хозяйство, кустарные ремесла и торговля, расширялись внешние связи страны. Переселенцы из Согда быстро приспособились и стали принимать активное участие в жизни новой отчизны. Особенно большое влияние они оказали на развитие китайской культуры.

К большому сожалению европейская, среднеазиатская и российская наука прошли мимо этого феномена и систематическое исследование присутствия согдийцев в Китае началось сравнительно недавно. Китайские исследователи стали собирать сведения о согдийцах в древних источниках, в том числе на согдийском языке.

Были обнаружены массовые захоронения согдийцев, в которых сохранились деревянные гробы и каменные надгробные памятники с подробными эпитафиями.

Было установлено, что согдийцы начали переселяться даже еще раньше – в эпоху правления династии Северный Мэй (385-534 гг.). А в более позднее время пришлым были выделены для проживания шесть областей в средней и южной части территории современной провинции Нинся. Весьма значительный поток переселенцев из Согда произошел после победы империи Тан над тюрками.

Не подлежит сомнению факт, что ведущую роль в контактах народов Средней Азии и Китая играли согдийские купцы. Однако не стоит исключать и роль буддистских монахов и путешественников, часто гостивших в Китае.

Именно из Согда и окрестных мест миссионеры буддизма устремились в Китай, неся новое учение. Они и перевели на китайский язык первые буддистские сутры.

Со временем, согдийских переселенцев в Китае стали именовать особым термином «хусский человек». Так первоначально в Китае называли всех иностранцев, но затем стали применять его только по отношению в согдийцам.

Считают, что китайский император Линди был большим поклонником согдийской культуры: он любил хусскую одежду, кухню, блюда, пение, музыкальные инструменты и танцы. Его окружение и знать подражали владыке.

После разгрома тюрков Согд  формально вошел в состав империи. Отсюда везли в империю драгоценные камни и украшения, а вывозили шелк, металлические изделия, лакированные предметы, золотую и серебряную посуду.

Естественно, что часть торговцев оставалась в этих местах, а остальные продолжали свой путь, расширяя торговые пути и создавая новые поселения. Постепенно в эти возникшие поселения перебирались новые переселенцы, превращая бывшие примитивные становища в торговые города.

По письменным источникам 888 года известно, что во время правления императора Тай-цзун согдийцы построили четыре небольших города в областях Шачжоу и Ичжоу. О количестве среднеазиатских переселенцев в Китай свидетельствует и сохранившееся письмо на согдийском языке, в котором рассказывается о том, что в 757 году в городе Увэй произошел мятеж, участие в котором принимали около 60 тысяч согдийцев. Этот город в то время состоял из 7 частей, пять из которых были захвачены мятежниками.

После того, как империя Тан потеряла власть в Центральной Азии и свое господство в ней утвердили арабы, контакты согдийцев с родными местами становились все слабее. Это во многом способствовало ассимиляции переселенцев: они теперь воспринимали китайскую культуру как свою. Спустя века согдийцы постепенно слились с ханьцами и другими народами Китая. Но культура органично вплелась в новую жизнь.

Особо распространены были в Китае танцы под названием хусюань, хутен и чжечжи. Первый из них носил самаркандское происхождение (Кан), а два других представляли город-государство Ши (Кеш), то есть Шахрисабз. Причем обнаруженные в Северном Китае рисунки сохранили для современных исследователей довольно ясную информацию об этих танцах.

Большим любителем самаркандского танца хусюань был танский император Сюань-Цзун, при котором он считался наиболее модным при дворце в течение 50 лет. С согдийскими танцами была связана традиция дарения императорам танцовщиц из Средней Азии в качестве дани.

Сохранились сведения, что любимая жена императора Ян Юйхуань и один из влиятельных сановников Ань Лушань весьма искусно танцевали хусюань. Отец его был согдийским выходцем из Самарканда, а мать происходила из тюрков.

В это время была в моде одежда согдийцев, оказавшая впоследствии большое влияние на традиционную одежду китайцев. Примечательно, что женщины династии Тан очень любили носить мужскую одежду согдийцев. Она разделялась на два вида. Первый из них представлял собой халат с маленьким круглым воротником и узкими рукавами. Во время археологических раскопок в Сиане и на тайских могилах были обнаружены росписи с изображением женщин в таких нарядах. Второй модной одеждой был халат с отложным воротничком. Ее носили как мужчины, так и женщины. А под эти халаты надевались узкие полосатые штаны.

Популярны были согдийские головные уборы и легкие сапоги.

Во время династии Хань в Китае широкое распространение получила кухня Средней Азии. Особой популярностью у гурманов пользовались жареные лепешки (бэйдоу), плов (било) и вино, технология изготовления которого проникла в Китай при династии Тан.

Из Средней Азии были завезены в Китай различные игры и развлечения. Наибольшей популярностью стали пользоваться пэхуханьси, полочуй и шуанлу. Первая из них была традиционной в городе-государстве Кан (Самарканд). Она проводилась в ноябре. Обнаженные юноши танцевали под музыку и барабанную дробь, обливая друг друга водой. Несколько раз придворные чиновники при дворе Чжон-цзун призывали запретить эту игру. Они считали, что эта игра нарушает правила поведения и не соответствует правилам приличия. И в начале правления императора Сюань-цзун с игрой покончили.

Игра полочуй родилась в Древней Персии и через Среднюю Азию проникла в Китай. Участники игры, разделенные на две команды, сидя на лошадях должны были ударять особой палкой по мячу. Для этой игры готовили специальное поле.

Древней азартной игрой была шуанлу. Внешне она была похожей на шахматы. Игроки по очереди бросали игральные кости и соответственно передвигали фигуры. Их нашли  во время раскопок китайские ученые.

Рубен Назарьян

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.