«Два президента» в Казахстане, или Кто в доме хозяин

В западных СМИ на этой неделе пишут о широких полномочиях, сохраняющихся в руках экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, отмечая, что передача власти в стране произошла «исключительно на бумаге». В зарубежной прессе анализируют также причины антикитайских выступлений в Казахстане и приводят данные о том, что почти половина так называемых инвестиционных проектов Пекина сосредоточена в нефтегазовом секторе.

«ГОСУДАРСТВО НАЗАРБАЕВА» И СОХРАНЯЮЩАЯСЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

«Казахстан остается государством Назарбаева» — статья под таким заголовком вышла в издающейся в Вашингтоне газете Diplomat. В ней говорится, что Нурсултан Назарбаев, объявивший в марте этого года об отставке после почти 30 лет правления, по-прежнему удерживает в своих руках значительную власть, ведет себя как президент, «говорит как президент и обладает полномочиями наравне с президентом». В публикации анализируют указ действующего президента Касым-Жомарта Токаева, согласно которому назначения на ключевые посты в государстве подлежат согласованию с Советом безопасности, возглавляемым Назарбаевым. Документ появился в публичном доступе 21 октября, из него следует, что обсуждению и согласованию с Совбезом подлежат кандидатуры на посты акимов регионов и городов республиканского значения, большинства министров, руководителей КНБ, Генпрокуратуры, Национального банка и других структур

«Токаев просто выполняет условия, которые были поставлены»


Несмотря на то что Назарбаев в интервью официальному телеканалу 11 октября сказал, что ведет размеренную жизнь, посвящая свое время живописи и чтению, он продолжает совершать визиты за границу, в которых представляет Казахстан, отмечает Diplomat. В числе его недавних поездок упоминают визит в Японию на коронацию нового императора, встречу в Токио с президентом Украины Владимиром Зеленским и поездку в Баку на саммит Совета сотрудничества тюркских стран.

Бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев после церемонии интронизации императора Японии Нарухито в Императорском дворце. Токио, 22 октября 2019 года.
Бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев после церемонии интронизации императора Японии Нарухито в Императорском дворце. Токио, 22 октября 2019 года.


«Можно подумать, что в стране два президента, потому что в некотором смысле так и есть. Новые поправки к законодательству о кадровых назначениях в Казахстане укрепляют существующее понимание того, что пребывание Токаева на посту президента не должно расходиться с видением Назарбаева», — пишет автор публикации. В статье отмечается, что самостоятельность Токаева и без этого указа многие оценивали скептически, а теперь его обещания провести «глубокие политические реформы» в стране кажутся еще более слабыми.

«Казахстан твердо остается государством Назарбаева. Возможно, он подал в отставку, но он сохраняет исключительные полномочия для вышедшего в отставку лидера; широко распространены ожидания, что его преемник Токаев будет следовать сказанному Назарбаевым. Если “слышащее государство” Токаева и слушает кого-либо, так это голос Назарбаева», — резюмирует Diplomat.

Американский аналитический центр Jamestown Foundation также обращается к этой теме в статье «Преемственность кажется менее понятной, поскольку бывший президент Казахстана Назарбаев формально получает огромные полномочия». Опубликованный 21 октября указ Токаева о кадровой политике называют в публикации документом, де-факто наделяющим Назарбаева «правом вето на решения по ключевым правительственным назначениям».

Казахстанская пресса, как пишут в материале, сообщила об этом указе в «нейтральном тоне», что неудивительно, пишет автор. Западные СМИ, которые систематически критикуют «единоличное правление» в Казахстане, не обошли вниманием этот указ, отметив расширение полномочий Назарбаева. В аналогичном ключе об указе написали и некоторые российские издания. В частности, «Независимая газета», редакционную политику которой неоднократно обвиняли в лояльности президенту России Путину, 22 октября напечатала статью с подзаголовком «Первый президент остается хозяином в Казахстане». В ней цитируют видного казахстанского политолога Досыма Сатпаева, который считает, что «сложившаяся ситуация идет в явное противоречие с озвученным Токаевым тезисом в его послании о “сильном президенте, влиятельном парламенте и подотчетном правительстве”, так как бюрократический аппарат получил четкий сигнал о том, кто в доме хозяин».

Нурсултан Назарбаев в день сложения президентских полномочий, спикер мажилиса (нижней палаты) Нурлан Нигматулин и вступающий в должность президента спикер сената Касым-Жомарт Токаев. Астана, 20 марта 2019 года.
Нурсултан Назарбаев в день сложения президентских полномочий, спикер мажилиса (нижней палаты) Нурлан Нигматулин и вступающий в должность президента спикер сената Касым-Жомарт Токаев. Астана, 20 марта 2019 года.


Существующая реальность позволяет предположить, что передача власти в марте 2019 года в крупнейшей стране Центральной Азии «произошла исключительно на бумаге», считает автор. «Подлинная преемственность будет только тогда, когда Назарбаев окончательно откажется от контроля», — заключает Jamestown Foundation.

Недавнюю критику Токаевым проекта легкорельсового транспорта в столице (реализация которого омрачена коррупционным скандалом и постоянным отставанием от графика), подхода к управлению городом Алматы и даже реформы алфавита казахского языка (за которой лично следит Назарбаев), некоторые рассматривают как «слегка завуалированную атаку на окружение его предшественника».

«Многие ожидали большей ясности после мирной передачи власти в Казахстане, но неопределенность всё еще сохраняется», — считает автор опубликованной на сайте Jamestown Foundation статьи.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.