В Таджикистане упорно борются с проблемой “зависания” школьников в интернет-кафе, хотя ее очень просто решить
Министерство внутренних дел Таджикистана и мэрия Душанбе уже несколько лет подряд ведут вечернюю борьбу с несовершеннолетними завсегдатаями интернет-кафе.
Между тем проблема решается плохо: запретный плод сладок, а наличие закона всегда порождает дополнительные лазейки для его обхода. Интересно, что еще лет семь назад интернет-кафе утратили популярность, и казалось, больше никогда не смогут собирать аншлаги.
Но тем не менее история с тотальным бегством молодежи в сетевую “ловушку” повторилась спустя годы.
Что случилось с интернетом и почему ребята целыми классами проводят свободное от учебы время вне школы и дома, выяснил Sputnik Таджикистан.
Как в Таджикистане развивался интернет
В конце 1990-х – начале 2000-х, когда Таджикистан был на пути к эре новых телекоммуникационных технологий, интернет ворвался страну через подвальные и тесные помещения первых клубов с выходом в Сеть.
Именно там прилежные ученики и студенты искали нужную для учебы информацию, знакомились с соцсетями, а после их же сверстники играли в “стрелялки” ночи напролет. Еще тогда таджикская молодежь массово “подсела” на виртуальные “Контр Страйки”.
Спустя 10 лет, казалось, Таджикистан попрощался с историей о “подпольных досугах” и дефицитной связью. Интернет в стране вышел на новый уровень благодаря развитию местных компаний и высокой конкуренции извне. Одними из первых в этой сфере заработали Мобильные линии Таджикистана “МЛТ”, после ребрендинга известные всем как “Мегафон Таджикистан”.
Вместе с тем в стране появился собственный отечественный гигант – компания “Вавилон-М”, подарившая абонентам первый безлимит. Она не скупилась на бесплатные минуты, открыла NGN-телефонию, которая позволяла звонить в любую точку мира и совсем не считать гигабайты.
В это же время на таджикский рынок вышла китайская компания ЗАО “ТТ-мобайл”, продававшая абонентам за условные 100-150 сомони (10-15 долларов) и мобильный телефон, и нескончаемое количество минут в месяц.
Наряду с ними работал еще один крупный игрок – “Индиго Таджикистан”, современный Tcell, а затем “прилетел” очередной российский черно-желтый оператор “Билайн Таджикистан” (Таком).
В тот период у любого дехканина за пазухой был собственный мобильный с несколькими сим-картами, по которому он мог часами разговаривать с родственниками и друзьями не только в Таджикистане, но и за рубежом.
Всемирная паутина не заставила себя долго ждать и тоже стала пробираться в дома каждого второго жителя Таджикистана сначала по выделенной телефонной линии “Телеком технолоджи”, а потом через повсеместный Wi-Fi. Наконец мобильный и даже безлимитный интернет попал в смартфоны граждан, и ничто не предвещало регрессии.
Несмотря на то, что интернет часто давал сбои, потребность уходить из дома, чтобы поиграть в компьютерные игры на стороне, у молодежи постепенно стала исчезать. Вскоре вынужденная мера ютиться в темных, тесных, плохо проветриваемых помещениях интернет-кафе сошла на нет, поскольку почти каждая столичная семья могла позволить себе какой-никакой домашний интернет.
Владельцы “точек связи” разочарованно чесали затылки, сокрушаясь, что золотая жила перестала приносить доход. Но как оказалось, волна популярности интернет-кафе была еще впереди.
Интернета меньше, цены выше
Началось все с 2016-го, когда операторы мобильной связи один за другим стали повышать стоимость исходящих звонков, а затем урезать интернет-трафик. Если до этого пользователи не считали гигабайты, то с тех пор стали дорожить каждым потраченным мегабайтом, судорожно набирая команду для проверки остатка по пакетам услуг.
В марте 2019-го Антимонопольная служба Таджикистана подписала указ “О тарифах на электрическую связь”, согласно нему стоимость мобильного интернета должна была увеличиться в 1,5 раза примерно с 30-35 сомони (3,7 доллара) до 63 сомони (6,7 доллара).
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон самолично отменил распоряжение о таком принудительном повторном повышении цен, но как говорится, осадочек остался, и абоненты повально ушли в режим экономии.
Получилось, что вынужденные меры бережливости вкупе с ухудшившимся качеством связи превратили интернет чуть ли не в роскошь.
“У меня дома Wi-Fi по среднему тарифу, семья большая, растет школьник. Порою сядем все вместе смотреть фильм и разочарованно встаем с диванов. Невозможно получить удовольствие, когда после каждого эпизода приходится ждать, когда загрузится продолжение”, – сетует частный предприниматель Бахтиёр.
Сегодня средняя цена за 3 Гб мобильного интернета составляет 65-70 сомони (7 долларов), а за домашний Wi-Fi уходит в среднем от 150 сомони (16 долларов) в месяц. Качество и скорость по таким тарифам постоянно колеблются от нормального к ужасному.
“Я пользуюсь интернетом только на работе. Там же заранее втихаря скачиваю фильмы, а потом дома смотрю. По-другому никак. Если буду все это делать через мобильный интернет, точно состарюсь”, – смеется работник одного из столичных офисов Анвар.
В то же время нельзя не заметить следующей связи: как только интернет в Таджикистане решили регулировать на государственном уровне, сразу несовершеннолетняя таджикская молодежь ринулась в ночное время в интернет-кафе, что в свою очередь ударило по семейному кошельку и школьной успеваемости. Бороться с проблемой решили не штрафованием владельцев заведений, а официальными запретами посетителям.
Осторожно, дети!
Согласно распоряжению мэра Душанбе Рустама Эмомали, лица, достигшие совершеннолетия, могут посещать интернет-кафе только с предъявлением документа, удостоверяющего личность, подросткам же можно там находиться только в дневное время и даже запрещается подрабатывать в таких заведениях.
Но несмотря на указание, детей постоянно ловят в интернет-кафе. Чем же они так привлекательны? Ответ очевиден: цены на посиделки в кафе с доступом к интернету – копеечные даже для малообеспеченной семьи. Час игры может обойтись от 1 до 5 сомони (до 0,5 цента).
Вот и получается, что такие точки с интернетом – это дешевый и веселый досуг среднестатистического школьника, получающего от родителей небольшую сумму на карманные расходы.
“Помню, снимала ксерокопию в одном из таких кафе и слышала разговор мальчишек за компами. Они просили администратора включить им еще раз игру за 3 сомони (0,3 цента) в час”, – поделилась наблюдениями жительница Душанбе Дильбар.
Проблема интернет-зависимости у подростков стоит остро во всем мире с одним лишь различием: например, российские дети, увлеченно играют на смартфонах или компьютерах в своих комнатах, а не где-то вне отчих стен. Как-никак родителям спокойнее, что чадо под присмотром.
“Когда внуки стали бегать в интернет-кафе рядом с домом, я поначалу обрадовалась, что они научатся пользоваться компьютером. Сейчас старшему 12 лет, когда он туда уходит делать что-то для школы, я начинаю волноваться даже днем. Вдруг будет какой-то рейд, и мы все за это поплатимся”, – переживает Назригул, жительница 63-го микрорайона.
В то же время она прекрасно понимает, что мальчишки там не только рефераты скачивают, но и балуются играми.
Зачастую ребята собираются в таких заведениях целыми классами и играют группа на группу по 2-4 человека. А ведь в столице за последние четыре года построено огромное количество спортивных футбольных и баскетбольных площадок.
Такие зеленые поля стоят в каждом райончике города, но тем не менее геймеры выбирают виртуальный мир, несмотря на частые рейды надзорных органов и опасения родителей. Остается ждать, что со временем интернет в Таджикистане улучшится, а дети наиграются и переключатся на что-то другое.
Leave a Reply