Трагедия братьев Салливан. Настоящая история «спасения рядового Райана»

Фильм режиссера Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана», удостоенный пяти премий «Оскар», справедливо считается одной из лучших картин о Второй мировой войне. На российские экраны фильм вышел 9 октября 1998 года.

В России, отдавая должное фильму, многие полагают, что рассказанная в нем история является полностью вымышленной. Целое подразделение американских солдат погибает ради того, чтобы спасти и вернуть на родину бойца, все братья которого погибли в боях.

Братья идут на войну

Тем не менее такая практика в американской армии действительно существовала.  Так называемая политика «последнего выжившего» была введена после громкой истории братьев Салливан.

В семье Тома и Аллеты Салливан, живших в Уотерлу, штат Айова, росли пятеро мальчишек: Джордж, Фрэнсис, Джозеф, Мэдисон и Альберт. Когда 7 декабря 1941 года японцы атаковали Перл-Харбор, старшему из сыновей (Джорджу) было 26 лет, младшему (Альберту) — 19.

Джордж и Фрэнсис к этому времени уже имели опыт службы в ВМФ в отличие от младших братьев. Но в январе 1942 года вербоваться на флот отправились все пятеро. При этом Салливаны поставили условие: служить всем вместе, на одном корабле.

На самом деле к тому времени на американском флоте уже действовало правило, согласно которому близких родственников на всякий случай посылали служить на разные корабли, однако строго обязательным оно не было.

За случай с Салливанами сразу ухватилась пропаганда: еще бы, такой пример семейного патриотического порыва. Просьбу братьев удовлетворили, и они все были включены в состав команды легкого крейсера «Джуно».

Битва в пятницу, тринадцатого

Джордж проходил службу в должности старшины-артиллериста второго класса, Фрэнсис был старшиной шлюпки, а Джозеф, Мэдисон и Альберт являлись матросами второго класса.

Американские журналисты много писали о братьях и снимали их. Есть даже фотография, где они позируют со звездой бокса, экс-чемпионом мира в тяжелом весе среди профессионалов Джеком Демпси.

Но служба братьев была не показательной, а самой настоящей. Летом 1942 года началось ожесточенное сражение за Гуадалканал, в котором принимал участие и крейсер «Джуно».

В рамках этой кампании в ноябре 1942 года вспыхнуло морское сражение, известное как «Битва в пятницу, тринадцатого». Ранним утром 13 ноября крейсер «Джуно» был поражен японской торпедой.

Корабль оставался на плаву, но был вынужден выйти из боя. Спустя несколько часов «Джуно» вместе с другими американскими кораблями отступал в сторону тыловой базы, расположенной на острове Эспириту-Санто.

В этот момент поврежденный крейсер был атакован подводной лодкой I-26 Императорского флота Японии. Посланная японцами торпеда, как считается, спровоцировала взрыв боеприпасов на «Джуно», в результате чего крейсер, развалившись на части, стремительно затонул.

Затерявшийся рапорт

Капитан крейсера «Хелена» Гилберт Гувер, командовавший группой отступавших американских кораблей, видел взрыв и решил, что выживших, скорее всего, не осталось. Да и наличие рядом японских подводников грозило новыми потерями. Поэтому Гувер отдал приказ другим кораблям: продолжать идти установленным курсом. «Хелена» уведомила о гибели «Джуно» находившийся в районе американский патрульный бомбардировщик B-17, попросив доложить об этом командованию. Гувер полагал, что после доклада к месту гибели «Джуно» будут высланы спасатели для поиска тех, кто, вопреки ожиданиям, мог остаться в живых.

Летчики В-17 не стали нарушать режим радиомолчания в полете, поэтому о потоплении «Джуно» командир экипажа доложил в письменном рапорте по прибытии на базу.

И здесь во всей красе показала себя военная бюрократия. Рапорт командира В-17 затерялся в ворохе других бумаг, и несколько дней о нем не вспоминали, пока один из офицеров, наводя порядок на рабочем столе, не вчитался в документ и не пришел в ужас: получалось, что там, в океане, все это время могли ждать помощи американские моряки. В район гибели «Джуно» срочно выслали патрульный самолет.

На восьмой день после того, как затонул крейсер, живыми были обнаружены 10 измученных моряков.  10 из 650 человек, составлявших экипаж «Джуно». Среди них не было ни одного из Салливанов.

«У меня новости о ваших ребятах»

Спасенные рассказали, что после гибели корабля на поверхности воды оставались около 100 моряков. Ожидая помощи, они умирали от ран, погибали от атак акул, от голода и жажды. Трое из братьев Салливан — Фрэнсис, Джозеф и Мэдисон — погибли при взрыве корабля. Альберт — младший — утонул, продержавшись сутки. Джордж Салливан, старший из братьев, боролся за жизнь пять дней, но тоже не смог дожить до прибытия помощи.

Военная цензура запретила передавать информацию о гибели крейсера «Джуно». Но родители братьев Салливан быстро заподозрили неладное. Все их сыновья одновременно перестали писать письма домой.

12 января 1943 года глава семьи Том Салливан собирался идти на работу. Выглянув в окно, он увидел, что к парадной двери его дома подходят трое представителей флота: лейтенант-коммандер, врач и главный старшина.

Том знал, что это означает. Такие делегации приходили в семьи тех, кто уже никогда не вернется с войны. Собравшись с силами, он шагнул навстречу гостям.

— У меня новости о ваших ребятах, — сказал старший из пришедших.

— Который из них? — коротко спросил Том.

— Я сожалею, — ответил офицер и, чуть помедлив, выдохнул. — Все пятеро.

История братьев Салливан потрясла Америку. Личные соболезнования отцу и матери, потерявшим всех своих сыновей, послал президент США Франклин Рузвельт.

«Салливаны» в строю

Том и Аллета держались как могли. У них была еще дочь Женевьева, служившая в женском подразделении флота. Из пяти братьев семьей обзавестись успел только младший, Альберт. У него остались жена и сын.

Родители погибших братьев Салливан участвовали в кампании в поддержку военных займов. В своих выступлениях они говорили о том, что их сыновья погибли не зря, и призывали всех помогать армии и флоту.

Позднее именем братьев Салливан был назван новый эсминец американского флота. «Крестить» новый корабль при спуске на воду пригласили Аллету Салливан. Позже на эсминце «Салливаны» (USS Sullivans) служил сын Альберта Джеймс.

После того как эсминец выработал свой ресурс, его имя было передано новому кораблю. «Крестной» нового эсминца «Салливаны» стала внучка Альберта: Келли Энн Салливан Лугрен.

История братьев Салливан вызвала в США не только патриотический подъем, но и крупный политический скандал. Руководство ВМФ и военного ведомства обвинили в ненадлежащем исполнении правил, связанных с разделением родственников.

Уже постфактум стало известно, что Салливанов все-таки хотели перераспределить, но, пока принимали решение, беда уже случилась. После этого братьев, служивших в одном подразделении, стали разводить вне зависимости от их собственного желания.

Прототипом рядового Райана стал сержант Ниланд

Кроме того, в военном ведомстве США была выработана «политика „последнего выжившего“». Если в семье погибали на фронте несколько родственников, уцелевших надлежало немедленно эвакуировать с передовой. Также в рамках данной политики из семей, которые уже потеряли сыновей на фронте, запрещалось кого-либо призывать на службу.

В 1944 году в американской армии в течение нескольких месяцев погибли четыре брата Боргстром. Пятого после этого демобилизовали, а шестого не стали призывать.

Американский военнослужащий Генри Бьютхорн в 1945 году был отправлен на родину после того, как стало известно, что один из его братьев погиб во Франции, а второй — на Тихом океане.

Если же говорить об истории фильма «Спасти рядового Райана», то авторы отталкивались от истории братьев Ниланд.

На фронт отправились четыре брата: Фредерик, Роберт, Престон и Эдвард. Сержант Эдвард Ниланд пропал без вести в Бирме 16 мая 1944 года. Сержант Роберт Ниланд погиб в первый день высадки союзных войск в Нормандии, 6 июня 1944 года, прикрывая отход своего подразделения. На следующий день там же, в Нормандии, был убит лейтенант Престон Ниланд.

В Нормандии сражался и младший из братьев, Фредерик. После нескольких дней жарких боев он воспользовался паузой, чтобы повидаться с Робертом. Но в части ему ответили: «Держись, парень, твоих братьев больше нет».

В действительности никакой специальной операции по спасению Фредерика Ниланда не проводилось. После рапорта офицера о гибели братьев Ниланд Фредерика в приказном порядке вернули в Англию, а затем отправили в США, где он до конца войны служил в военной полиции.

А в мае 1945 года стало известно, что жив и Эдвард Ниланд: он не погиб, а находился в японском плену.

После окончания Второй мировой войны «политика „последнего выжившего“» была утверждена в американской армии в качестве закона. С семидесятых годов она стала более жесткой. Теперь требуется демобилизовывать и не призывать членов семьи, в которой один из братьев погиб (или одна из сестер погибла) в ходе военной службы.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.