На каком основании узбекские власти отобрали древний город у Афганистана
Есть в Узбекистане античное городище Кампыртепа, расположенное в 30 километрах к западу от Термеза. 24 августа в рамках археолого-туристического форума «Узбекистан — перекресток цивилизаций» на территории этого городища состоялось торжественное открытие археологического памятника — Александрии Оксианской. Звучит сенсационно — особенно для тех, кто думал, что город-крепость Александрия Оксианская была построена в IV веке до нашей эры Александром Македонским во время его военных походов в Бактрию и находилась в Афганистане, в провинции Тахар.
Заместитель премьера Узбекистана Азиз Абдухакимов и хоким Сурхандарьинской области Тура Боболов перерезали символическую алую ленточку и объявили, что с этого дня именно археологический памятник Кампыртепа признан Александрией Оксианской и так он и будет теперь официально называться. Более того, на автомобильных трассах, ведущих к древнему городищу, уже установлены соответствующие указатели. Ученые, общественные деятели и журналисты, приглашенные на конференцию из сорока стран, в течение часа подробно осматривали живописные руины на берегу Амударьи, которую в античные времена называли Окс, — отсюда и Оксианская в названии здешней Александрии.
Открытие комплекса. Фото Андрея Кудряшова, “Фергана”
Научной основой для пиар-акции по открытию Александрии Оксианской на территории Узбекистана послужила недавно изданная в Ташкенте брошюра академика Академии наук Узбекистана Эдварда Васильевича Ртвеладзе. Брошюра эта носит сенсационное название «Кампыртепа — Александрия Оксианская: город-крепость на берегу Окса». В своей работе известный археолог оспаривает распространенное в научных кругах мнение, будто Александрия Оксианская располагалась в Афганистане, — там, где на левом берегу Пянджа находится городище Ай-Ханум.
Ай-Ханум был обнаружен французскими археологами Даниэлем Шлюмберже и Полем Бернаром в 1964 году. Случилось это, как говорят, по «подсказке» афганского короля Захир-Шаха. На территории Ай-Ханум нашли типичные греческие строения, которых не было на Кампыртепе: театр, агору и гимнасий.
Считается, однако, что реальное заселение этого греческого города не было связано с походами Александра Македонского. Оно началось лишь после распада его империи — в период правления диадоха Селевка I Никатора, который при жизни Александра Македонского был телохранителем великого полководца. Таким образом, расцвет поселения пришелся уже на эпоху Греко-Бактрийского царства (III-II века до нашей эры).
Древнегреческий историк Плутарх приписывал Александру Македонскому основание 70 городов — начиная от Малой Азии и Египта и вплоть до Индии. Современные историки, правда, полагают, что 60 из этих 70 городов существовали и до великого завоевателя, но были укреплены или перестроены его армией. Большинство же прочих Александрий достраивались и заселялись уже после смерти великого полководца.
Современная история Ай-Ханум сложилась достаточно печально. После сворачивания в 1978 году археологических работ городище разрушили местные жители. Они выкопали здесь множество ям — искали древние сокровища. Несмотря на это, Ай-Ханум до сих пор считается единственным крупным эллинистическим городом в Центральной Азии, городом, давшим эталонные памятники эллинистической культуры мирового уровня.
Кампыртепа. Фото Андрея Кудряшова, “Фергана”
Городище Кампыртепа открыл Эдвард Ртвеладзе в 1972 году. Первоначально полагали, что археологи имеют дело с небольшой крепостью, охранявшей переправу через Амударью во времена Кушанского царства. Основные постройки Кампыртепы представляли собой цитадель, окруженную рвом, и «нижний город» с узкими улицами, который со стороны суши защищала крепостная стена с башнями. В ближайших окрестностях городища были также найдены керамические мастерские. Благодаря спонсорской поддержке конгресса США в начале 2000-х годов удалось восстановить часть внешней крепостной стены и одного кушанского квартала. Сделано это было с применением древних строительных методов. В частности, для формовки сырцового кирпича тут использовался лёсс, который брали у подножия крепостной стены. В своем нынешнем виде Кампыртепа включена в предварительный Список объектов всемирного наследия, охраняемых ЮНЕСКО.
Кампыртепа. Фото Андрея Кудряшова, “Фергана”
Исследуя городище, академик Ртвеладзе провел аналогию между Кампыртепой и поселением Бурдагуй, которое упоминал персидский автор XV века Хафизи Абру.
«Бурдагуй — место на берегу Джейхуна (Амударьи), около Термеза. Говорят, оно существовало задолго до Термеза и было основано тоже Александром» — писал Хафизи Абру.
Раскопки ниже кушанского культурного слоя позволили выявить на Кампыртепе и эллинистический слой. Благодаря этому история городища удлинилась до IV века до нашей эры. В последние пять лет академик Ртвеладзе исследовал пойменную низину между Кампыртепой и нынешним руслом Амударьи — сейчас эта низина занята рисовыми полями. Здесь главный археолог Узбекистана сделал находки, которые он трактует как остатки типичной греческой гавани и маяка.
Кампыртепа. Фото Андрея Кудряшова, “Фергана”
«Свое мнение о локализации Александрии Оксианской на месте Кампыртепа я высказал еще в начале 2000-х годов, хотя в то время археологических данных, подтверждающих этот тезис, имелось еще очень мало, — пишет академик Ртвеладзе в своей брошюре. — Сейчас их выявлено значительно больше. Это прежде всего размеры города-порта, в данное время протянувшегося вдоль Окса с запада на восток более чем на 400 метров, а также развитая градостроительная структура, состоящая из сильно укрепленного фуриона, — крепости с воротами, улицей, святилищем-храмом, некрополем и гаванью, включавшей порт с маяком, бухту для стоянки кораблей и пристань, где находились торговые пункты и ремесленные мастерские. Очевидно, в свете всех полученных данных, что Кампыртепа в конце IV — начале III вв. до н.э. представляла довольно значительное по площади поселение-город с весьма разнообразной структурой, которая ни на Ай-Ханум, ни в Старом Термезе для этого времени археологически не зафиксирована».
Кампыртепа. Фото Андрея Кудряшова, “Фергана”
Есть, однако, скептики, которые возражают академику. Они замечают, что, хотя на Кампыртепе действительно есть археологические слои, которые можно отнести ко времени походов Александра Македонского в Бактрию, здесь нет убедительных свидетельств монументальной эллинистической архитектуры. По крайней мере, под более поздними культурными слоями они не выявлены. Особенно это касается гавани и маяка. Кампыртепа прекратила свое существование из-за значительного подъема уровня воды в Амударье. Гавань должно было смыть в первую очередь. Современное городище демонстрирует в его прибрежной части легко узнаваемый береговой обрыв. Как же смог ученый обнаружить признаки гавани на поверхности речного русла, вновь обнажившегося спустя два тысячелетия?
Кампыртепа. Фото Андрея Кудряшова, “Фергана”
Тем не менее сторонники смелой гипотезы Ртвеладзе утверждают, что 77-летний академик имеет ответы на любые каверзные вопросы и открыт к научной полемике. Другой вопрос — нужна ли такая полемика властям Узбекистана? Ведь Кампыртепа, ставшая Александрией Оксианской, чрезвычайно перспективный туристический объект. В начале 2000-х годов в Сурхандарьинскую область, граничащую с воюющим Афганистаном, был запрещен въезд иностранным туристам, да и граждане страны были ограничены в посещениях этой территории. Сейчас же можно совершенно беспрепятственно посетить Термез и все находящиеся в его окрестностях достопримечательности — даже расположенные возле самой границы.
Более того, хоким Сурхандарьинской области Тура Боболов в комментарии «Фергане» сообщил, что власти соседствующих стран планируют организацию упрощенного трансграничного режима для туристов — чтобы человек или группа, интересующиеся артефактами истории древней Бактрии, смогли начать их осмотр в Узбекистане и продолжить в Афганистане.Андрей Кудряшов
Leave a Reply