Чуйский областной суд отказался сократить пожизненный срок, назначенный киргизскому правозащитнику Азимжану Аскарову. Об этом 30 июля сообщил корреспондент «Ферганы» из зала суда.
Сам Аскаров на заседании не присутствовал, хотя подал ходатайство об участии в рассмотрении дела. Его адвокаты считают, что отказ от доставки обвиняемого в суд — это грубое нарушение его прав. Сторона обвинения не согласна с этой позицией.
Адвокат Валерьян Вахитов в суде подчеркнул, что в деле нет заключения экспертов-лингвистов касательно выступления Аскарова в селе Базар-Коргон Джалал-Абадской области 12 июня 2010 года. Между тем только эксперты могли определить, присутствовало ли там разжигание межнациональной розни. Также не были взяты отпечатки пальцев и не проведена баллистическая экспертиза, чтобы доказать связь между Аскаровым и оружием, из которого был убит милиционер. Вахитов заключил, что дело правозащитника является сугубо политическим. Судья с его доводами не согласился. Не нашел он повода для сокращения срока и в новом законодательстве, вступившем в силу 1 января 2019 года.
В распоряжении «Ферганы» оказалось обращение, которое сам Аскаров 27 июля адресовал различным правозащитным организациям, СМИ и прокуратуре. В документе говорится, что большую часть срока Аскаров содержался в крошечной подвальной камере в СИЗО №1 Бишкека. Лишь после обращения на имя президента Сооронбая Жээнбекова его перевели в недавно построенную колонию №19 для пожизненно осужденных. Но и там, по словам Аскарова, заключенные содержатся в неподобающих условиях. В целом там оказалось намного хуже, чем в СИЗО.
На прогулочном дворике нет скамеек, крыша покрыта пластиком и от жары выделяет неприятный запах. Некоторые заключенные, опасаясь за свое здоровье, отказываются от прогулок. При свиданиях с родными осужденные вынуждены общаться через стеклянную преграду по телефону, хотя в киргизском законодательстве такие ограничения не установлены. Аскаров обратил внимание и на крайне низкое качество питания. Многие заключенные предпочитают не ужинать и не завтракать, потому что пища выглядит крайне плохо. Обед они берут, но перед употреблением сливают из него воду и промывают. Иногда в пище находят тараканов. Наконец, Аскаров указывает на существующие проблемы с документами, из-за которых он уже пять лет не может оформить себе пенсию, а более молодые осужденные — вступить в брак с ожидающими на воле невестами.
В прошлом правозащитная деятельность Аскарова касалась именно мест лишения свободы и силовых структур. К пожизненному сроку его приговорили после межэтнических столкновений на юге Киргизии. По версии следствия, Аскаров разжигал рознь и подстрекал толпу к убийству милиционера. Сторонники Аскарова и международные правозащитные организации считают, что ему просто отомстили за излишнее внимание к нарушениям прав человека в правоохранительной системе.
Leave a Reply