Известный узбекский экономист Юлий Юсупов прокомментировал у себя на странице в Facebook новый проект постановления, которым предлагается наладить поставки мяса в Узбекистан из Монголии.
Напомним, что постановление “О мерах по расширению экономического сотрудничества с Республикой Монголия” было подготовлено Государственным комитетом ветеринарии.
Юлий Юсупов высказал шесть вполне резонных замечаний к документу, которые, надеемся, не останутся без внимания разработчиков.
Первое
Каким боком комитет ветеринарии отвечает за экономическое сотрудничество с Монголией? Неужели в уставных документах этой организации прописан такой пункт?
Второе
В документе говорится о том, что “качество и стоимость мяса и мясных продуктов, произведенных в Республике Монголия, были признаны благоприятными для Узбекистана”. В то же время Монголия, оказывается, нуждается в нашей плодоовощной продукции.
Кто все это признает и определяет? В соответствии с какими критериями? Не понятно. Если монгольское мясо так хорошо подходит для Узбекистана, а в Монголии так востребованы наша плодоовощная продукция, то, что мешает наладить товарообмен на коммерческой основе? При чем тут признания чиновников, а тем более комитета ветеринарии? Совсем ничего не понятно.
Третье
Предлагается создать воздушные и другие транспортные коридоры между Республикой Узбекистан и Республикой Монголия. При этом:
– НАК “Узбекистон хаво йуллари” должна обеспечить приемлемые цены для транспортировки товаров. Что такое приемлемые цены? Как НАК должна их обеспечить? Не понятно.
– 50% транспортных расходов при торговле с Монголией покрывается государством. Интересно, а дотации на авиадоставку мяса и плодоовощной продукции учитывались при расчетах целесообразности такого сотрудничества? Или расходы бюджета – это как бы не издержки, вернее не “наши” издержки, про них можно забыть?
И потом, почему в дотировании столь полезного для обеих стран сотрудничества участвует только бюджет Узбекистана? Монголы как-то по-другому относятся к своему бюджету, не дотируют через него коммерческие мероприятия? Может стоит присмотреться к их отношению к бюджетным расходам?
Четвертое
Утвержден перечень из трех предприятий, которые будут через дотируемые транспортные коридоры вывозить плодоовощную продукцию в Монголию. Зачем нужен такой перечень? Почему бы не разрешить всем желающим воспользоваться транспортным коридором, а если их слишком много – почему бы не провести открытый тендер на право им воспользоваться? Или это все затевалось специально для того, чтобы как-то помочь с бизнесом именно этим трем предприятиям?
Пятое
Комитету по управлению государственными резервами и Министерству финансов предписывается, что они должны закупать для нужд резерва, в бюджетные организации, социальную сферу именно монгольское мясо.
Почему именно монгольское, а не узбекское или казахское? Ах, да, надо же как-то оправдать усилия по налаживанию транспортных коридоров. Теперь понятно. Правда не понятно, как быть с принципом конкурсности при госзакупках? Отменим? Заменим поставками какого-нибудь монополиста?
Шестое
С 1 августа 2019 года 50% транспортных расходов по вывозу и ввозу товаров в Республику Монголия в течение двух лет должны будут покрываться за счет средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательства. Может сразу переименуем фонд в Государственный фонд поддержки развития монгольского животноводства и трех компаний, которые смогут воспользоваться дотируемым воздушным коридором?
Казалось бы, после историй с прошлогодним проектом от Ассоциации электротехнической промышленности и недавним желанием “Узбекистон темир йуллари” освободить ликероводочное предприятия от всех налогов нас уже ничем не удивить. Но наши чиновники не устают удивлять. Кафка отдыхает.
Leave a Reply