Китайский лидер Си Цзиньпин заявил, что готовится к войне. На ежегодном собрании китайского парламента и его высшего политического консультативного органа в марте Си Цзиньпин затронул тему готовности к войне в четырех отдельных выступлениях, в одном случае попросив своих генералов «осмелиться сражаться», пишет Foreign Affairs на основании нескольких последних речей Си Цзиньпиня.
Его правительство также объявило об увеличении оборонного бюджета Китая на 7,2%, который удвоился за последнее десятилетие, а также о планах сделать страну менее зависимой от иностранного импорта зерна. А в последние месяцы Пекин обнародовал новые законы о военной готовности, новые бомбоубежища в городах через пролив от Тайваня и новые офисы «Мобилизации национальной обороны» по всей стране.
Пока рано говорить наверняка, что означают эти события. Конфликт не является неизбежным. Но что-то изменилось в Пекине, что политики и бизнес-лидеры во всем мире не могут игнорировать. Если Си скажет, что готовится к войне, было бы глупо не поверить ему на слово.
В декабре Пекин обнародовал новый закон, который позволит Народно-освободительной армии (НОАК) более легко задействовать свои резервные силы и институционализировать систему пополнения боевых частей в случае войны. Такие меры, как отмечают аналитики Лайл Гольдштейн и Натан Вехтер, предполагают, что Си, возможно, извлек уроки о военной мобилизации из неудач российского президента Владимира Путина в Украине.
С декабря правительство Китая также открыло множество офисов мобилизации национальной обороны — или центров набора — по всей стране, в том числе в Пекине, Фуцзянь, Хубэй, Хунань, Внутренняя Монголия, Шаньдун, Шанхай, Сычуань, Тибет и Ухань. В то же время города в провинции Фуцзянь, расположенной через пролив от Тайваня, начали строительство или модернизацию бомбоубежищ и как минимум одного «госпиталя скорой помощи военного времени», как сообщают китайские государственные СМИ. В марте Фуцзянь и несколько городов провинции начали блокировать доступ зарубежных IP-адресов к правительственным веб-сайтам, возможно, чтобы помешать отслеживанию подготовки Китая к войне.
Западные эксперты давно считают, что Китай занижает свои расходы на оборону. Например, в 2021 году Пекин заявил, что потратил на оборону 209 млрд долларов, но Стокгольмский международный институт исследования проблем мира назвал реальную цифру в 293,4 млрд долларов. Даже официальная цифра Китая превышает военные расходы всех союзников США по Тихоокеанскому договору вместе взятых (Австралия, Япония, Филиппины, Южная Корея и Таиланд), и можно с уверенностью сказать, что Китай тратит значительно больше, чем говорит.
В своей первой речи 6 марта Си, казалось, готовил промышленную базу Китая к борьбе и конфликтам. « В предстоящий период риски и вызовы, с которыми мы сталкиваемся, будут только увеличиваться и становиться более серьезными», — предупредил он. «Только когда все люди думают в одном месте, усердно работают в одном месте, помогают друг другу в одной лодке, объединяются как один, осмеливаются сражаться и умеют сражаться, они могут продолжать одерживать новые и большие победы». Чтобы помочь КПК добиться этих «великих побед», он пообещал «правильно направлять» частный бизнес к инвестированию в проекты, которым государство уделяет приоритетное внимание.
Си также прямо обрушился на Соединенные Штаты в своем выступлении, нарушив свою практику не называть Вашингтон противником, кроме как в историческом контексте. Он назвал Соединенные Штаты и их союзников главной причиной текущих проблем Китая. «Западные страны во главе с США осуществили против нас сдерживание со всех сторон, окружение и подавление, что принесло беспрецедентно тяжелые вызовы развитию нашей страны», — сказал он. В то время как администрация президента США Джо Байдена делала упор на «ограждения» и другие средства замедления ухудшения американо-китайских отношений, Пекин явно готовится к новой, более конфронтационной эре.
Одна вещь, которая становится ясной спустя десятилетие правления Си, заключается в том, что важно относиться к нему серьезно, чего, к сожалению, не делают многие американские аналитики. Когда Си начал серию агрессивных кампаний против коррупции, частного предпринимательства, финансовых учреждений, а также сектора недвижимости и технологий, многие аналитики предсказывали, что эти кампании будут недолговечными. Но они терпели. То же самое можно сказать и о драконовской политике Си «ноль COVID» в течение трех лет, пока он не был вынужден изменить курс в конце 2022 года.
В настоящее время Си активизирует десятилетнюю кампанию по преодолению экономической и технологической зависимости от демократического мира, возглавляемого США. Он делает это в ожидании новой фазы идеологической и геостратегической «борьбы», как он выражается. Его заявления о подготовке к войне и приравнивание национального омоложения к объединению знаменуют собой новый этап в его кампании политической войны, направленной на запугивание Тайваня. Он явно готов применить силу, чтобы захватить остров. Что остается неясным, так это то, думает ли он, что сможет сделать это, не рискуя неконтролируемой эскалацией в отношениях с Соединенными Штатами.
Leave a Reply