Urals продолжает дешеветь

Нефть основной экспортной российской марки Urals продолжает дешеветь: по данным из разных источников, цена снизилась до $38-40 за баррель. Аналитики связывают это с двойным санкционным эффектом — от эмбарго на поставки морским транспортом и введенного Западом «потолка» цен в $60. Как пишет Bloomberg, после 5 декабря, когда ограничения заработали, Россия впала в критическую зависимость от узкого круга крупных покупателей, прежде всего, Индии, Китая и Турции, которые постоянно требуют скидок.

В ходе торгов 9 января на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже стоимость Urals снизилась более чем на 8%, вплотную приблизившись к $40 за баррель. А в пятницу, 6 января, этот сорт продавался в порту Приморск за $37,8, сообщает Bloomberg со ссылкой на данные независимого ценового агентства Argus. В тот же день мировой эталон Brent стоил $78,5 за «бочку». Ранее Минфин известил о декабрьском обвале средней цены Urals на 24% (к ноябрю) — до $50,4. А в декабре 2021-го Urals стоил в среднем $72,7.

Bloomberg отмечает, что объем российской нефти, идущей в Китай, Индию и Турцию, упал четвертый раз подряд за четыре недели до 6 января — в среднем до 2,31 млн баррелей в сутки. Это самый низкий показатель за 10 недель. Между тем, как свидетельствует Argus, отечественный сорт ESPO по-прежнему торгуется выше потолка цены. Дело в том, что маршруты, по которым доставляется сырье этой марки, намного короче. Это облегчает поиск танкеров, готовых отправить товар ближайшим покупателям в Азии за пределами установленных Западом ограничений.

«После вступления 5 декабря в силу двух типов западных санкций (эмбарго на морские поставки и потолка цены в $60) мировые рынки начали перестраиваться, а наша страна вступила в непростой переходный период, — считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — России предстоит побороться за покупателей в Азии и потеснить производителей из других регионов, которые там еще работают. Кроме того, многие морские перевозчики отказываются иметь дело с нашей нефтью, опасаясь последующих штрафов. Формально, чтобы не нарушать санкции, такие компании должны спросить поставщика стоимость сырья, и если цена ниже $60 за баррель, проблем быть не должно».

Однако возникает ряд вопросов: что это за документ, надо ли (и каким образом) проверять подлинность содержащихся в нем данных, куда дальше передавать эту информацию, каким конкретно санкционным регуляторам? Поскольку все эти моменты нигде не обозначены, возникает некий административно-правовой вакуум, отпугивающий потенциальных перевозчиков. По словам Юшкова, именно с перевозкой нефти связаны сегодня основные сложности для РФ: чем дальше от азиатских рынков расположен пункт отгрузки, тем дороже обходится фрахт.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.