Куды же бедному податься?

Южная Корея, Япония и Тайвань, как показывает таможенная статистика этих стран, постепенно отказываются от угля из России, однако полностью это сделать пока не удается. Наиболее высокими темпами сокращают поставки Япония и Тайвань. По мнению аналитиков, эти страны могут заместить российский уголь за счет поставок из Австралии, но по более высокой цене.

Южная Корея, Япония и Тайвань, которые относятся к числу недружественных Москве стран, сокращают закупки российского угля, следует из данных таможенной статистики.

По итогам семи месяцев года Южная Корея импортировала 12,8 млн тонн российского угля, что на 3% меньше аналогичного периода прошлого года. Япония импортировала 8,4 млн тонн угля, что на 25% меньше, чем год назад. Тайвань снизил закупки на 33,3%, до 4,4 млн тонн.

До начала вооруженного конфликта на Украине, санкций и отказа от закупок российских энергоресурсов эти страны относились к числу наиболее перспективных рынков для российских угольных компаний. Стратегия развития угольной отрасли РФ предполагала даже в консервативном варианте увеличение поставок в Восточную Азию с 84 млн тонн в 2018 году до 123 млн тонн к 2035 году. Наибольший прирост поставок возможен в КНР, Индию, Японию, Южную Корею и Вьетнам, говорилось в стратегии.

Япония в апреле заявила, что намерена постепенно снижать импорт угля из России, а затем полностью запретить его. На долю России приходилось 11% от общего объема импорта угля в Японию в 2021 году. Японская энергетическая компания Kyushu Electric Power, которая закупала в России 7% угля, уже объявила об отказе от закупок. Южная Корея, у которой в 2021 году на российский уголь приходилось три четверти общего импорта угля, планирует в 1,5 раза увеличить поставки из Австралии, чтобы снизить зависимость от РФ. По данным агентства “Ренхап”, в первом квартале 2022 года на долю российского угля пришлось около 62% от общего объема импорта угля в Южную Корею, а на долю угля из Австралии – 38%. Тайваньская государственная энергетическая компания Taipower провела последний платеж за российский уголь и не намерена заключать новых соглашений, сообщал Reuters в августе.

Потеря этих азиатских рынков усугубляет эффект европейского эмбарго на российский уголь, которое вступило в силу 10 августа.

Из-за него России предстоит перенаправить на другие рынки 63 млн тонн из 172 млн тонн всего угольного экспорта. Перспективными с этой точки зрения являются Китай и Индия.

Япония и Южная Корея исторически были крупнейшими потребителями российского энергетического и коксующегося угля, говорит Борис Красноженов из Альфа-банка, что вызвано удобной логистикой. “Что касается Японии, то в энергобалансе страны уголь составляет более 25%. В недавнем прошлом Япония заявляла о строительстве 22 новых угольных электростанций. С учетом роста цен на природный газ (СПГ) и закрытия всех АЭС после аварии на АЭС “Фукусима” в 2011 году угольная генерация остается эффективным источником энергии для японской экономики”,- говорит он. Россия в 2021 году занимала второе место по объемам поставок в Японию энергетического угля и третье – по коксующемуся углю. По мнению аналитика, Япония может замещать российский уголь поставками из Австралии, но цена на австралийский уголь будет значительно выше.

ЕС наращивает импорт угля из Казахстана
Южная Корея демонстрирует рост потребления электроэнергии, говорит Борис Красноженов, и летом отказалась от ограничений на угольную генерацию из-за роста цен на СПГ. Угольная генерация в 2021 году составила 22% в энергобалансе Южной Кореи, а доля российского энергетического угля в импорте составила 17,5%, отмечает аналитик. Южная Корея не делала резких заявлений об отказе от российского угля. “Корейские компании в секторе черной металлургии также активно используют российский коксующийся уголь, а переход на поставки из других регионов может быть проблематичен для коксохимического производства”,- говорит он.

Евгений Зайнуллин

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.