В Турции плохо; родился и сразу турок

* В этом году доллар вырос на 122% по сравнению с лирой.

* С сентября процентные ставки снизились на 500 пунктов, несмотря на инфляцию в 21%.

* Центральный банк сигнализирует о паузе в цикле снижения ставок

* Повышение минимальной заработной платы на 50% увеличивает инфляцию до 10 пунктов

– Кризис в Турции усилился в пятницу, когда лира упала на 6% до нового исторического минимума, охваченного опасениями по поводу инфляционной спирали, вызванной неортодоксальным планом президента Тайипа Эрдогана по снижению процентных ставок перед лицом растущие цены.

К 1004 по Гринвичу лира упала до 16,69 по отношению к доллару. В этом году он потерял 56% своей стоимости, в том числе 40% только за последние 30 дней, что серьезно встревожило основные страны с формирующимся рынком.

Решение Эрдогана продвинуть смягчение денежно-кредитной политики на 500 базисных пунктов с сентября, включая еще одно значительное сокращение в четверг, привело к тому, что инфляция взлетела выше 21%. По словам экономистов, в следующем году он, вероятно, превысит 30% из-за резкого роста импортных цен и экстренного повышения минимальной заработной платы.

“Поскольку Эрдоган, по-видимому, все более укрепляется в своей антипроцентной позиции, чем дольше длится валютный кризис, Турция может выйти за пределы точки невозврата”, – сказал Патрик Карран из Tellimer, охарактеризовав лиру как полностью оторванную от фундаментальных факторов.

“Мы все еще не готовы поймать падающий нож”, – сказал он о возможности реинвестирования в турецкие активы. “Пока у руля находится Эрдоган, ничто не может помешать лире продолжать обесцениваться”.

Последствия этого были быстрыми и болезненными, поскольку турки наблюдают, как исчезают их сбережения и доходы.

Эрдоган объявил о повышении минимальной заработной платы на 50% до 4250 лир (275 долларов США) в месяц в следующем году. Но ожидается, что это приведет к увеличению общей инфляции потребительских цен на 3,5–10 процентных пунктов.

Повышение затронуло около шести миллионов рабочих, но, учитывая резкое снижение курса лиры, новая минимальная заработная плата по-прежнему ниже, чем эквивалент 380 долларов годом ранее.

“Мы считаем, что нынешнее сочетание политик является по существу неустойчивым”, – заявил в онлайн-трансляции Максим Рыбников, директор по суверенным рейтингам региона EMEA в S&P Global Ratings.

ПЕРЕОЦЕНКА ПОЛИТИКИ?

Снижение ставки Центрального банка на 100 базисных пунктов в четверг привело к тому, что реальный курс Турции оказался еще глубже в отрицательной зоне.

Банк дал понять, что приостановит цикл смягчения, чтобы отслеживать его влияние в следующие три месяца, когда “все аспекты основы политики будут пересмотрены, чтобы создать основу для устойчивой ценовой стабильности”, – говорится в сообщении.

“Возможно, это означает, что могут быть рассмотрены другие каналы процентных ставок”, – сказал Рыбников. В прошлом центральный банк использовал коридор процентных ставок при установлении ставок.

Рыбников добавил, что если цикл снижения ставок продолжится, вероятность контроля над капиталом может возрасти. “Это не наша базовая линия … мы считаем, что в качестве меры политики они будут использоваться в качестве крайней меры”.

Хотя Эрдоган отверг призывы даже внутри своего правительства изменить курс, трейдеры предсказывают, что это должно произойти в ближайшее время. Доходность 10-летних облигаций выросла почти вдвое до 22,5% с 12% в начале года.

Банк Уолл-стрит JPMorgan предсказал значительное повышение процентных ставок на 12 процентных пунктов в следующем году, что намного больше, чем у любого из его конкурентов.

На центральный банк оказал давление Эрдоган с требованием снизить ставки, чтобы стимулировать экономический рост, кредитование и экспорт в соответствии с его новым экономическим планом. Экономисты и законодатели оппозиции широко критиковали эту политику как безрассудную.

Центральный банк четыре раза проводил интервенции на валютном рынке за последние две недели, продавая доллары, чтобы замедлить падение лиры, и разрушая свои и без того истощенные иностранные резервы.

В этом году лира также упала на 51% по отношению к евро и 54% по отношению к фунту стерлингов. (Дополнительный репортаж Карин Штрохекер в Лондоне; редактирование Ана Николаси да Коста, Джонатан Спайсер, Кирстен Донован)

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.