Что станет с Москвой, если из нее разом исчезнут все внешние мигранты? То есть все те, кто сейчас работает продавцами и уборщиками, нянями и домработницами, строителями и водителями, грузчиками и асфальтоукладчиками, поварами в фастфудах и кассирами в супермаркетах. Представить себе такую реальность и рассказать о ней в деталях «Мослента» попросила футуролога, члена российского философского общества РАН Александра Кононова. Ниже — его монолог.
Практика «затыкания дыр»
Давайте представим: в один миг Москва осталась без единого мигранта. Мы проснулись, а их — нет. Ни одного. Для кого-то это наверняка большая мечта. Но давайте попробуем подумать о другом: что после этого произойдет с городом и всеми его оставшимися жителями.
Вот мой первый прогноз: в нашу жизнь немедленно вернется все то же, что мы переживали при советской власти. А именно: все мы, где бы ни работали, будем по несколько раз в год ездить на картошку и на другие подобные неквалифицированные работы, которыми сейчас заняты по большей части именно мигранты. Например, на стройки, которые нужно срочно заканчивать.
Помните? Все это было общим местом в СССР. Когда на каких-то производствах или объектах случался аврал, от руководителей требовали: «Давай, давай, сделай!» А они отвечали: «Где люди?» И тогда им «кидали» людей — например, сотрудников научно-исследовательских институтов… Это все было, несомненно, абсурдно.
В знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Гараж» есть такой персонаж — доктор наук, который со всем своим НИИ ездил на овощебазу. И в пакеты с картошкой, которую перебирал, он вкладывал свои визитки. Это все вернется, если не будет мигрантов, которые берут сейчас на себя значительную часть тяжелой черновой работы. Без них к ручному труду снова станут привлекать специалистов, не обладающих необходимой квалификацией. Да, эта практика «затыкания дыр» вполне может вернуться.
Очереди и безработица
Второй прогноз: без трудовых мигрантов активное строительство дорог, метро, жилья, которое мы видим сейчас в Москве, да и в других городах, остановится.
Следом закроется и большинство бизнесов, а те, кто занимается коммерцией, окажутся без работы. Ведь наша экономика уже довольно давно построена на труде мигрантов.
Дальше — больше: после закрытия множества предприятий и компаний в Москве перестанут существовать оплачиваемые вакансии руководителей, организаторов, офисных сотрудников.
Другими словами, многих из нас ждет безработица.
Но есть и другая сторона медали: в городе больше не будет привычного изобилия, потому что без мигрантов закроются и мелкие торговые точки, и сетевые магазины, которые сейчас открыты буквально на каждом углу.
Что дальше? Как только количество магазинов с предметами первой необходимости резко сокращается, в них выстраиваются огромные очереди. Вероятно, нам придется выстаивать в них по два-три часа в день. То есть опять-таки мы вернемся к тому, что было во времена СССР.
Станем грузчиками, продавцами, водителями
Что станут делать те, кто разорился или остался без средств существования после закрытия компаний и бизнесов? Они пойдут сами работать грузчиками, продавцами, водителями, доставщиками-курьерами. То есть все перейдут на более низкий социальный и финансовый уровень. Ну а что делать? Если раньше москвичам можно было многие процессы обеспечивать за счет труда мигрантов, а самим руководить, то теперь — все, руководить уже некем.
Когда рабочей силы нет, бизнес рушится, и экономика переходит на более примитивный уровень.
Оплачиваемой кабинетной офисной работы станет значительно меньше. Доступны будут по большей части лишь вакансии, не требующие особых навыков и экспертиз. Конечно, можно жить и так… Но давайте будем честны: это — деградация.
Потеряем человеческий капитал
Вот еще один прогноз: оставшись без внешних мигрантов, мы потеряем значительную часть работающего на Москву человеческого капитала. А от этого ресурса очень многое зависит.
Поясню. Почему китайцы могут сейчас показывать такой рост? Почему они вообще все могут? Потому что их в десять раз больше, чем нас. Естественно, они могут в десять раз больше успевать и очень быстро продвигаться во всех областях.
Что нам остается? Надеяться на то, что появятся новейшие технологии, которые вытеснят людей с неквалифицированной и монотонной работы? Это глупо. Пусть они у нас сначала появятся, тогда можно будет такие прогнозы строить.
К тому же стоят новые технологии дорого. Следовательно, возникает вопрос: найдутся ли деньги, чтобы везде заменить рабочих-мигрантов? Частный бизнес точно такое не потянет в большинстве случаев. Хоть строительный, хоть какой другой.
Leave a Reply