Скорее всего, продление каникул не связано с коронавирусным карантином. Один-два дня — слишком малый срок, чтобы на него можно было полагаться в борьбе с инфекцией. Просто 29 октября в этом году приходится на пятницу. Если бы каникулы закончились, школьникам в субботу пришлось бы идти на учебу на один день перед выходным. А так дети начнут учебу, а учителя работу с понедельника.
Но для учителей никто не отменял «хлопковую повинность». Например, в одной из школ Туркменабада педагогов разделили на две группы, каждая из которых обязана заниматься сбором урожая пять из десяти дней каникул. Те, кто хочет отдыхать все десять дней, должен заплатить 150 манатов за труд наемника.
«Если честно, мне кажется, что никаких наемников нет, — предполагает источник. — Я думаю, какая-то часть денег уходит арендатору поля, который организует сбор урожая своими силами, а остальное руководство школы отдает в карман чиновникам».
При этом другие источники в Лебапском и Дашогузском велаятах сообщают, что наемники все же есть, и в их роли выступают дети 12-17 лет. Они едут на поля, чтобы заработать немного денег и помочь своим семьям, страдающим от экономического кризиса. За день работы в поле подростку платят 30-40 манатов, не считая суммы собственно за количество собранного хлопка. Такой способ провести каникулы вынуждены выбирать многие школьники: финансовое положение их семей оставляет желать лучшего.
Летом 2021 года президент Гурбангулы Бердымухамедов распорядился завершить уборку хлопка к Дню независимости 27 сентября, то есть на месяц раньше обычного. Однако в преддверии праздника о выполнении плана так и не объявили. А на совещании 12 октября президент «выразил уверенность, что до Праздника урожая будут выполнены обязательства по заготовке хлопка-сырца». Праздник урожая в Туркменистане отмечают во второе воскресенье ноября.
При этом нынешний год выдался крайне засушливым. Издание «Метеожурнал» 18 октября проанализировало возможное воздействие засухи на урожай в Туркменистане, взяв за основу данные об урожае 1986 года, также засушливого. В тот год урожайность хлопка в Туркменской ССР составила 17,5 центнера на гектар, что меньше 1985 (23 центнера на гектар), 1987 (20,1) и вообще всех лет с 1978 по 1989.
Исследователи подчеркивают: «Становится ясно, что 2021 год значительно засушливее 1986 года. Из 12 пунктов в 10 осадков выпало меньше, а засуха была сильнее. В отдельных случаях разница в показателях кратная».
Тем не менее, конкретно в случае с хлопком они не ожидают такого же резкого снижения урожайности, как в 1986 году. Дело в том, что из-за температуры выше нормы в 2021 году наблюдалось активное таяние льдов на водосборной площади Амударьи. Однако исследователи предсказывают, что потери урожая все-таки будут существенными. «Теоритически, потери урожая из-за засухи (если оценивать по мировым ценам) только пшеницы и хлопка могут составлять сотни миллионов долларов», — заключают они.
От властей Туркменистана ожидать признания невыполнения плана по сбору сельхозкультур не приходится. План по сбору пшеницы ежегодно признавали выполненным и перевыполненным с тех пор, как в 1998 году первый президент Сапармурат Ниязов пригрозил строгим наказанием виновным. Что же касается хлопка, то планы не выполнялись еще несколько лет подряд. Наконец в 2004 году Ниязов за сбор недостаточного количества хлопка наказал восемь высокопоставленных чиновников. Они были лишены трех месячных окладов. А в 2005 году, когда с планом вновь не справились, дошло до арестов хякимов. При Бердымухамедове неудачи с хлопком несколько лет продолжались, но постепенно ситуация выровнялась. В последние годы чиновники неизменно докладывают главе государства, что успешно выполнили план. В этом им помогают приписки, начинающиеся едва ли не в поле и доходящие до столичных кабинетов.
Leave a Reply