«Репрессии» и «точка невозврата». Реакция из-за рубежа на события в Казахстане

Наблюдающие за событиями в Казахстане зарубежные исследователи отмечают, что президентские выборы – первые без фамилии Нурсултана Назарбаева в бюллетене – войдут в историю массовыми задержаниями участников антиправительственных протестов и насилием.

Массовые задержания 9 и 10 июня в Алматы и Нур-Султане сотен людей, вышедших на не согласованные с властями акции против президентских выборов, не остались без внимания иностранных исследователей. В своих публикациях в Сети они упоминают, что среди доставленных в полицию были правозащитники и журналисты, в том числе международных СМИ, которые освещали протесты.

Видео задержаний в ночь на 11 июня в Алматы – кадры с убегающими молодыми людьми и настигающими их спецназовцами – тоже облетели Интернет. Реакция не заставила себя ждать.

«Период после подставных выборов может быть наиболее опасным для авторитарных правителей на постсоветском пространстве. Вспомним Болотную площадь, а также “революцию роз”, “оранжевую” и “бархатные революции”. Теперь, возможно, наступила очередь Казахстана для перемен», – написал в Twitter’е американский исследователь и дипломат Уильям Кортни, первый посол США в Казахстане, ретвитнув пост с видеороликом, снятым ночью в Алматы.

In former Soviet space, period just after rigged elections can be most dangerous for authoritarian rulers. Recall #Bolotnaya protests, and Rose, Orange, and Velvet revolutions. Now it may be #Kazakhstan‘s turn for change. https://t.co/LzYsxgvVdS— William Courtney (@courtneywmh) June 11, 2019

Профессор Университета национальной обороны в Вашингтоне Эрика Марат, эксперт по вопросам реформирования полиции в постсоветских странах, полагает, что еще месяц назад в Казахстане было не поздно изменить курс и провести широкую общественную дискуссию, но сейчас ситуация достигает «точки невозврата». «Похоже, что сейчас столкновения между общественностью и полицией достигают точки невозврата. Некоторые представители общественности не отступят и готовы пойти на гораздо больший риск, пока не увидят изменения», – считает Эрика Марат.

A month ago it was still not too late to change course & allow broader public debate in Kazakhstan. It seems that now public-police contention is reaching a point of no-return. Some members of the public will not backdown & are ready to take a lot more risk until they see change. https://t.co/8XVFqZJqD2— Erica Marat (@Ericamarat) June 10, 2019

Лука Анчески, эксперт по Центральной Азии в Университете Глазго, отмечает, что после отставки Назарбаева казахстанцы надеялись на перезагрузку политической системы. «Им предложили подтасованные бюллетени плюс кандидата от “оппозиции”, – пишет он Twitter’е. – Наследие Назарбаева – нестабильность плюс угнетение».

В другом сообщении в микроблоге исследователь задается вопросом, чем запомнятся прошедшие 9 июня президентские выборы (согласно официальным данным, победу на них с существенным отрывом от шести кандидатов одержал действующий президент Касым-Жомарт Токаев, ставленник экс-главы государства Нурсултана Назарбаева, покинувшего пост в марте, но сохранившего широкие полномочия). «Что мы помним о 20-й годовщине независимости Казахстана? Кровопролитие в Жанаозене. Чем запомнятся первые выборы без Назарбаева в избирательном бюллетене? Арестами, протестами, насилием и задержаниями. Режим планировал по-другому…» – написал Лука Анчески.

What do we remember about the 20th anniversary of #Kazakhstan’s independence? The Zhanaozen massacre. What will remember of the first election without #Nazarbayev on the ballot? Arrests, protest, violence and detention. Not what the regime has planned…— Luca Anceschi (@anceschistan) June 10, 2019

Исследователь Human Rights Watch (HRW) по Европе и Центральной Азии Мира Риттман в заявлении, опубликованном 10 июня на сайте базирующейся в Нью-Йорке международной правозащитной организации, говорит о «репрессиях» в день голосования 9 июня.

«Массовые задержания участников мирных демонстраций в Казахстане не являются чем-то новым, – пишет Риттман. – Однако не каждый день мирные протесты приходятся на самые заметные за последние годы выборы в Казахстане – событие, которое привлекло международных наблюдателей и существенное внимание к стране со стороны СМИ».

Полиция обычно не задерживает журналистов международных изданий, но в день выборов произошло иначе, отмечает Мира Риттман. Она приводит пример с освещавшим протест в Алматы корреспондентом AFP Крисом Риклтоном, получившим удар во время задержания, после которого на лице выступил кровоподтек. Риклтона, по данным исследователя HRW, освободили после вмешательства министерства иностранных дел Казахстана. 9 июня задержаниям подверглись несколько других журналистов, среди доставленных в полицию были два репортера Азаттыка. Мира Риттман упоминает также кратковременное задержание Мариуса Фоссума, регионального представителя Норвежского Хельсинкского комитета, на площади Астана в Алматы, с которой в день выборов увозили протестующих.



Мира Риттман пишет, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявлял журналистам, что власти будут терпимы к людям, высказывающим разные мнения, и готовы к диалогу со всеми.

«Учитывая сегодняшние события, кто-то должен указать на очевидное: пока полиция в Казахстане отказывает людям в праве мирно протестовать и выражать свои критические взгляды, слова Токаева будут звучать неубедительно», – говорится в заявлении на сайте HRW.

Заявление завершается призывом к властям Казахстана незамедлительно предпринять «значимые действия для разрешения и обеспечения права протестующих мирно выражать свое мнение без страха преследований, задержаний и насилия».

Корреспондент американского журнала Foreign Policy Рэйд Стэндиш в опубликованной на этой неделе статье «Второй президент Казахстана нетерпим к протестам» отмечает, что электоральная кампания была омрачена проходившими в последние месяцы по всему Казахстану протестами, массовые акции прошли в день выборов. Политический транзит в Казахстане, как пишет автор публикации, управляемое событие. Первый президент Казахстана ушел в отставку, передав пост давнему союзнику 66-летнему Токаеву. «Однако Назарбаев по-прежнему обладает широкими полномочиями, которые позволят ему формировать внутреннюю и внешнюю политику в Казахстане в ближайшие годы, а инакомыслие останется под таким же жестким контролем, как и прежде», – пишет Стэндиш, напоминая, что ни одни казахстанские выборы не признавались западными наблюдателями свободными и справедливыми.

Не стали исключением и выборы 9 июня. Миссия наблюдателей ОБСЕ выступила с заявлением, в котором говорится, что потенциал политических реформ, которые несли в себе выборы, остался нераскрытым, а многочисленные нарушения и задержания участников мирных протестов «едва ли продемонстрировали уважение к демократическим стандартам». Наблюдатели заявили, что Казахстану необходима подлинная демократическая консолидация и значительные политические, социальные и правовые реформы.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.