Министерство обороны Казахстана так и не сделало важных выводов после детонации арсенала войсковой части в г. Арысь в 2019 году, считает казахстанский политолог Данияр Ашимбаев:
«За произошедшими взрывами в первую очередь кроется халатность при исполнении должностных обязательств, не исключены и системные коррупционные составляющие, хищения. Возьмем ситуацию в Арыси. Там были подписаны все необходимые документы по работе системы сигнализации и пожаротушения, а по факту она не работала».
Политолог считает, что и при первичной оценке взрывов в Жамбылской области проявился непрофессионализм сотрудников профильного оборонного ведомства: «Уровень комиссии, которая была направлена на место ЧП, был резко изменен. Вместо замминистра обороны в нее были включены министры обороны и ЧС. То есть, налицо изначальная недооценка масштабов».
Журналист Михаил Козачков отмечает, что смерти военнослужащих в процессе устранения возгорания связаны с некомпетентностью вышестоящих чинов:
«Говорят, что причина смерти всех погибших и ранений десятков пострадавших – как раз второй взрыв, люди оказались слишком близко. И в этой связи возникает логичный вопрос – кто дал команду начать незамедлительно тушить пожар, если на складах лежали боеприпасы и тротил? В целом, каков алгоритм действий при таких пожарах – тушим сразу или ждем, пока все взорвется?»
Министр обороны Казахстана Нурлан Ермекбаев после случившегося в Жамбылской области пообещал подать прошение об отставке, однако подчеркнул, что «окончательное решение примет руководство страны».
«То, что министр обороны РК Ермекбаев подаст президенту Токаеву прошение об отставке – совершенно логично, невозможно было бы себе представить, если бы он этого не сделал. Политическая ответственность за происходящее на нём. Главе государства будет нелегко не удовлетворить рапорт, учитывая, что произошло на глазах у всех страны», – пишет политический обозреватель Газиз Абишев.
На данный момент по факту возгорания на воинском складе в Жамбылской области начато досудебное расследование по статье 462 Уголовного кодекса РК (Нарушение правил обращения с оружием, а также с веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих). Не исключён умышленный поджог.
Ранее, 26 августа 2019 года, произошло похожее возгорание со взрывами боеприпасов в городе Арысь Туркестанской области. Тогда погибли двое военнослужащих, один местный житель, было уничтожено более 1 млрд боеприпасов на 95,9 млрд тенге – почти треть годового бюджета Министерства обороны РК. Сообщается, что часть материалов из склада под Арысью было перевезено в воинскую часть в Байзакском районе, где началось уже возгорание сейчас.
Данияр Ашимбаев считает, что оба случая наводят на общие неутешительные для работы профильного ведомства выводы:
«После ЧП 2019 года военные обещали принять меры к недопущению подобных ситуаций. <…> Вчерашнее ЧП ставит под большое сомнение факт надежного хранения боеприпасов, а также не только работы, но и наличия систем сигнализации и пожаротушения. Их мониторинг, видимо, должен быть срочно произведен внешними, авторитетными и неподкупными экспертами. Не хочется признавать, но вооруженные силы сегодня становятся, к сожалению, фактором не укрепления, а угрозы национальной безопасности страны».
«Особенный шарм обретают бросаемые сгоряча фразы ультрапатриотов «Казахстану не надо было отказываться от ядерного оружия». Представьте, если бы не отказался?» – замечает Газиз Абишев.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев признал, что в сфере хранения боеприпасов существуют системные проблемы, однако Министерство обороны к такому выводу так и не пришло.
Leave a Reply