Причины вывода американских войск из Ирака, а также опасения Вашингтона насчет угроз со стороны КНР и России, анализирует эксперт Александр Шумилин.
Одним из первых, кто получит реальную выгоду от новой политики Белого дома, может оказаться турецкий лидер Реджеп Эрдоган.
Заместитель начальника Объединенного комитета начальников штабов США генерал Джон Хайтен заявил, что Соединенные Штаты выведут войска не только из Афганистана, но и из Ирака. По его словам, это необходимо для того, чтобы “в краткосрочной перспективе” сосредоточиться на угрозах, исходящих от России, а в “долгосрочной” – от Китая.
О том, так это или нет, что ждет Ирак после вывода американских войск, велика ли вероятность для Багдада полностью попасть под протекторат соседнего Ирана и что будет, если американцы уйдут не только из Афганистана, Ирака, но и из Сирии, обозреватель “Росбалта” попросил рассказать эксперта по Ближнему Востоку и политике США в этом регионе, главного научного сотрудника Института Европы РАН Александра Шумилина.
– Вы согласны с теми доводами, которые привел американский генерал Хайтен, говоря о причинах вывода американских войск не только из Афганистана, но и из Ирака?
– И да, и нет. Тут надо напомнить, что США начали заявлять о неизбежном выводе своих войск из Ирака еще в президентство Джорджа Буша-младшего, который их туда и ввел в 2003 году. Консенсуса, который был в американском обществе и в Конгрессе в 2001 году, когда американских военных направили в Афганистан, через два года уже не стало. Эта акция тогда вызвала уже известный раскол между Вашингтоном и его союзниками, при нейтральной позиции по этому поводу со стороны России.
К концу второго срока Буша-младшего Белый дом заявил о неизбежности вывода войск из Ирака во вполне обозримой перспективе. Этот тезис поддерживал и преемник Буша-младшего Барак Обама (правда, без каких-либо конкретных графиков, но установка была однозначной). С этой установкой был согласен и следующий американский президент Дональд Трамп. Однако при изменившихся условиях в регионе – это и сирийский кризис, и появление “Исламского государства” (запрещенная в России террористическая организация), и его атака на Ирак, эти планы были отложены на неопределенное будущее. О конкретных сроках вывода американских военных тогда не мог сказать никто.
“И России, и Китаю наплевать на Афганистан”
– Почему сегодня Вашингтон решил вывести свой контингент из Ирака?
– Администрация Джо Байдена сочла нынешние условия в регионе более благоприятными для того, чтобы вывести американские войска не только из Афганистана и Ирака, но и из других “горячих точек”. В том числе уже заявлено о выводе военных США из стран Персидского залива, хотя пока и без четкого графика. Так что это долговременная принципиальная установка Соединенных Штатов.
– Но генерал Хайтен связал вывод американских войск из Афганистана и Ирака с угрозами, исходящими от России и Китая…
– Это можно отнести к “новым обстоятельствам” вывода военных США из этих стран. Разумеется, последние несколько лет РФ официально рассматривается Вашингтоном как противник, как угроза, несколько меньшая, чем Китай, но в одном ряду с ним и Ираном.
Как вывод немногочисленных американских военных (около двух тысяч человек) из Ирака будет способствовать усилению их на российском или точнее, антироссийском направлении – это уже дело военных.
Готов ли Эрдоган к большой войне с талибами?
Генерал Хайтен говорит о европейском театре потенциальных военных действий, о России. В то же время мы знаем, что Соединенные Штаты устами представителей новой администрации уже заявили, что никакого военного вмешательства с их стороны в ситуацию вокруг Украины быть не может. В случае необходимости могут быть другие способы оказания содействия украинской стороне – военная помощь в виде поставок вооружений, консультирования и так далее.
Основное направление военно-стратегического мышления в Пентагоне и политического в Вашингтоне сейчас определяется ситуацией вокруг Украины. Как там будут располагаться опорные точки США, мы увидим в конце этого – начале будущего года. Многое еще зависит от позиции Турции, от взаимодействия с ней Соединенных Штатов…
– Фактически, США отдают Ирак на откуп Ирану, который и без того сейчас там достаточно серьезно присутствует. Получается, что многолетнее противостояние Вашингтона с Тегераном американцами проиграно?
– Я бы сказал, что это сильное преувеличение. Иранцы в Ираке, конечно, присутствуют, но они там не преобладают и не слишком влиятельны. Больше того, даже иракские шииты (в Иране преобладает шиитское направление ислама и Тегеран активно поддерживает единоверцев как в Ираке, так и в других странах Ближнего Востока, – “Росбалт”) не готовы во всем взаимодействовать с Ираном. Разумеется, после ухода американцев, Багдад станет ближе к Тегерану, иракское правительство будет вынуждено маневрировать, опираясь на поддержку сил западной коалиции, минимального международного контингента, который там останется в качестве консультантов и так далее. Влияние Ирана в Ираке, конечно, усилится, но не тотально.
Я, кстати, не думаю, что тот американский контингент, который до сих пор был в Ираке, оказывал сильное воздействие на ограничение возможностей Тегерана в этой стране.
Догнать Америку не можем – будем ее пугать
– В связи с выводом американских войск из Ирака, возникает вопрос и о судьбе небольшого военного контингента США на северо-востоке Сирии. Если вернут домой и его, то территории, которые вместе с американцами сейчас контролируют курды, перейдут под контроль сирийского президента Башара Асада. Вы согласны с таким прогнозом?
– Не совсем. Военно-политическая мысль в Вашингтоне применительно к Сирии развивается таким образом, что там, с одной стороны, хотели бы предотвратить разгром курдских сил турками, а с другой, попытаться достичь некоего баланса между курдами и турецким президентом Реджепом Эрдоганом, а также передать доминирующую роль на севере Сирии Турции.
Между тем Эрдоган, как и вся турецкая верхушка, не готовы ни к взаимодействию с Асадом, ни, тем более, к уступкам ему в Идлибе или каких-либо других районах северной Сирии.
– То есть, вы считаете, что северо-восток Сирии, который сейчас занят курдскими формированиями и американскими военными, перейдет под контроль Турции?
– Скорее всего, да. Сейчас мы видим, как Байден пытается наладить отношения с Эрдоганом, преодолеть те препятствия, которые были между Турцией и США, и сделать ставку на Анкару, как на доминирующую силу на севере Сирии. Но о полном выводе американских войск отсюда, как, кстати, и из Ирака, речи не идет. Пока обсуждаются решения о прекращении операций американской армии в Ираке и о частичном выводе войск.
Беседовал Александр Желенин
Источник – Росбалт |
Leave a Reply