Сегодня в Узбекистане активно обсуждают возможность выдачи частным лицам лицензии на куплю-продажу валюты, что, по мнению, некоторых экспертов должно привести к сокращению черного рынка.
Кандидат экономических наук Фархад Курбанбаев считает, что предложения о дальнейшей либерализации наличной конвертации, отражая настроения и взгляды части общественности, привыкшей к нелегальным экономическим процессам и терпимо к ним относящейся, ошибочны и уводят в сторону от решения других существующих проблем.
– В социальных сетях предметом активных обсуждений и острых высказываний части граждан стало предложение депутата Самаркандского областного Кенгаша народных депутатов по предоставлению лицензии продавцам иностранной валюты, работающим на черном рынке.
При этом большинство участников обсуждений поддерживают данное предложение. Оно, действительно, исходит из наличия определенных проблем при осуществлении наличной конвертации – ограниченности возможности обмена в ночное время из-за короткого рабочего дня банковских обменных пунктов, очередей (редких) в этих пунктах, неудобств при обслуживании туристов и т. п.
Тем не менее предложение о разрешении физическим лицам осуществлять валютно-обменные операции на основе лицензии считаю ошибочным.
Во-первых, данное предложение основано на преувеличении имеющихся небольших проблем с наличной конвертацией. Они носят технический характер и могут быть вполне разрешены: 1) увеличением количества обменных пунктов; 2) удлинением их рабочего дня; 3) увеличением количества валютно-обменных банкоматов и т. п.
Во-вторых, наличные валютные операции – специфическая сфера, требующая соответствующих технических средств, условий, надлежащей охраны и т. п., которые индивидуальные предприниматели вряд ли смогут обеспечить. И пример других стран, где физлицам разрешены такие операции, неубедителен. В ответ можно привести примеры других стран с успешной экономикой, в частности, Китая, где наличные валютные операции строго регламентированы.
На мой взгляд, либеральный валютный режим не является обязательным условием эффективной хозяйственной системы страны.
Законным платежным средством на территории Узбекистана является национальная валюта – сум. В розничной сфере рост доли безналичных расчетов закономерная тенденция. В этих условиях сохраняющийся интерес физических лиц к наличной СКВ и их предпочтения делать в ней накопления и крупные покупки, следует расценивать как подлежащее преодолению в ходе экономических реформ нежелательное явление.
В-третьих, проблема конвертации в нашей стране никогда не существовала и не существует в настоящее время как самостоятельная – она отражение состояния экономики в целом и является следствием более глубинных проблем.
Имевшиеся несколько лет назад проблемы – ограниченность доступа юридических лиц к конвертации, множественность курсов, повышенный спрос на СКВ решены одним историческим Указом Президента страны от 2 сентября 2017 года № УП-5177.
В период до 5 сентября 2017 года причина несбалансированности валютного рынка заключалась в главной экономической проблеме – во внебанковском налично-денежном обороте и нелегальном предпринимательстве, которые в свою очередь были обусловлены неоптимальной системой налогообложения. Стремление юридических и физических лиц к уклонению от уплаты налогов сохраняло теневую экономику и, соответственно, теневой валютный рынок.
Образно говоря, проблемы валютного рынка – вершина айсберга. Основа – теневой бизнес и незаконный внебанковский сумовой оборот.
В настоящее время экономические реформы в нашей стране еще не завершены и причины, порождающие нездоровый спрос на СКВ и черный валютный рынок, полностью не устранены. Проблемы теневой экономики и коррупции остаются острыми.
Нельзя забывать простую истину: законно работающему предпринимателю наличные доллары для совершения хозяйственных операций не нужны.
В настоящее время созданы достаточные условия как для доступа к конвертации законно работающих юридических лиц, так и для удовлетворения житейских потребностей граждан в СКВ (для поездок за границу, оплаты учебы детей за рубежом и т. п.). А имеющиеся проблемы наличной конвертации преувеличены, носят технический характер и вполне разрешимы без предоставления права индивидуальным предпринимателям совершать эти операции.
В своем обращении к Олий Мажлису 29 декабря 2020 года Президент нашей страны поставил задачу постепенно уменьшать зависимость нашей экономики от иностранной валюты. Для ее решения необходимо, на мой взгляд, продолжить меры по налоговой оптимизации, совершенствованию контроля деятельности хозсубъектов, внести соответствующие коррективы в инвестиционную политику. А предложения о дальнейшей либерализации наличной конвертации, отражая настроения и взгляды части общественности, привыкшей к нелегальным экономическим процессам и терпимо к ним относящейся, уводят в сторону от решения этой главной проблемы.
Leave a Reply