Врагу не сдaется наш гордый

«Oyan, Qazaqstan» и члены инициативной группы по созданию Демократической партии, пытавшиеся провести в Алматы разные акции в память о жертвах Жанаозенских и Декабрьских событий и выразить протест в связи с безальтернативными, по их мнению, парламентскими выборами, были взяты в плотное кольцо спецподразделением полиции.

Около двух десятков участников гражданского движения «Oyan, Qazaqstan», созданного в прошлом году молодыми активистами, вышли 16 декабря на акцию в Алматы. Они собрались на пересечении улицы Сатпаева и Желтоксан, у памятника «Тәуелсіздік таңы», посвященного Декабрьским событиям 1986 года.

Активисты «Oyan, Qazaqstan» у памятника «Тәуелсіздік таңы».
Активисты «Oyan, Qazaqstan» у памятника «Тәуелсіздік таңы».

34 года назад здесь пролилась кровь — советская власть жестко подавила выступление казахской молодежи против назначения руководителем Советского Казахстана ставленника Кремля Геннадия Колбина. Спустя 24 года, 16 декабря 2011 года, кровь пролилась на западе Казахстана, в городе Жанаозене, где полиция открыла огонь на поражение, подавив многомесячную забастовку нефтяников (по официальным данным, погибли 17 человек).

В руках у собравшихся были плакаты с надписями «Ұмытылмас: 1986 2011» («Не будет забыто: 1986 2011»), «Вместо Колбина все свои, но нам не легче», «16 декабря отбирают жизнь, 10 января — мой голос», «Выворы», «Елімізге upgrade керек» («Стране нужен upgrade»).

Шествие «Oyan, Qazaqstan».
Шествие «Oyan, Qazaqstan».

Активисты заявили, что стране нужны политические реформы, без проведения которых невозможны честные выборы (парламентские выборы назначены на 10 января, в избирательном бюллетене — пять партий: доминирующий на политическом поле «Нур Отан» во главе с бывшим президентом Нурсултаном Назарбаевым, и четыре провластных партий).

«Oyan, Qazaqstan» на площади в Алматы.
«Oyan, Qazaqstan» на площади в Алматы.

Затем участники «Oyan, Qazaqstan» двинулись к площади Республики — по проспекту Сатпаева от улицы Желтоксан до проспекта Назарбаева. Автомобильное движение на площади полиция перекрыла с утра, туда были пригнаны несколько автозаков. Демонстранты скандировали: «За честные выборы», «Свободу политзаключенным».

На подступах к проспекту дорогу им преградили бойцы спецподразделения полиции. В течение нескольких секунд демонстрантов окружили СОБРовцы.

Активисты «Oyan, Qazaqstan», взятые в окружение бойцами спецподразделения полиции.
Активисты «Oyan, Qazaqstan», взятые в окружение бойцами спецподразделения полиции.

— Мы собирались пойти до Назарбаева и спуститься до [Старой] площади, но нас заблокировали, — объяснили демонстранты.

Женщины из СОБРа, окружившие активистов.
Женщины из СОБРа, окружившие активистов.

О том, что активисты «Oyan, Qazaqstan» оказались в плотном кольце полиции, услышали члены инициативной группы по созданию Демократической партии под руководством активиста Жанболата Мамая, которые находились у монумента Независимости. Мамай и его соратники в этот момент выступали у памятника, требовали демократических реформ и наказания виновных в расстреле забастовки нефтяников в Жанаозене. Но их речи прерывали другие люди, обвинявшие Мамая в провокационной риторике, которых Мамай назвал «провокаторами».

Мамай и его единомышленники решили пойти в сторону оказавшихся в окружении активистов «Oyan, Qazaqstan», но сами оказались в другом кольце СОБРа.

Так на площади Республики оказались заблокированными две группы. Молодежь из «Oyan, Qazaqstan» кричала: «Казахстан без Назарбаева», «СОБР, дай дорогу! Народ есть власть. Мы есть власть», «Отпускай». Но кольцо становилось всё плотнее. Время от времени к активистам подходили люди, которых активисты считают провокаторами — неизвестные выдергивали из рук демонстрантов плакаты и убегали.

За кольцом полиции люди постарше выражали поддержку молодым, спорили с теми, кто говорил о «бесполезности митингов» для изменения политической ситуации. Женщина, представившаяся участницей Декабрьских событий 1986 года, сказала, что молодежь, как и ее поколение в свое время, борется за справедливость. Она просила полицейских разомкнуть кольцо и освободить активистов. СОБРовцы не сдвинулись с места.

Участница движения «Oyan, Qazaqstan» Асем Жапишева.
Участница движения «Oyan, Qazaqstan» Асем Жапишева.

Члены группы по созданию Демократической партии, оказавшиеся в другом кольце, призывали соотечественников бойкотировать парламентские выборы, выходить в день голосования на протесты, пели гимн.

Прибывший на место аким Медеуского района Алматы Асет Масабаев в комментарии Азаттыку сказал, что действия вышедших на протест, по его мнению, нарушают закон и общественный порядок.

По закону о мирных собраниях, принятому в этом году, организаторы акций должны заранее подать уведомление в местные органы власти о намерении провести митинг. Правозащитники называют этот закон рестриктивным и не соответствующим международным стандартам, а также содержащим множество оснований для отказов в проведении митингов. Активисты «Oyan, Qazaqstan» считают, что закон ограничивает права граждан собираться и выражать свое мнение, поэтому принципиально отказываются от подачи заявок в акимат.

Вскоре на переговоры прибыли руководитель общественного совета при акимате Алматы Рахман Алшанов и заместитель акима Алматы Ержан Бабакумаров. Они заявили: если молодежь не будет предпринимать попыток продолжать протест и пообещает разойтись, их тут же освободят. Но участница «Oyan, Qazaqstan» Асем Жапишева возразила: свобода мирных собраний гарантирована Конституцией, диктовать условия чиновники не вправе.

«Бостандық!» («Свободу!») — продолжали кричать окруженные полицией, несмотря на мороз. Неравнодушные люди принесли протестующим горячий чай. Дневная температура воздуха в Алматы была ниже минус 6.

После почти трех часов окружение было снято, участники «Oyan, Qazaqstan» пошли по проспекту Назарбаева, за ними следовали полицейские. Активисты, спускавшиеся по проспекту, переименованному в 2017 году в честь тогдашнего президента, скандировали: «Назарбаева — не моя улица», «Нур-Султан — не моя столица».

Радио АЗАТТЫК

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.