Шашмаком — это вокально-инструментальная музыка, первоначально зародившаяся в Центральной Азии. Она получила развитие на территории современных Таджикистана и Узбекистана. В 2003 году по инициативе Таджикистана и Узбекистана Шашмаком был признан ЮНЕСКО объектом Всемирного культурного наследия. В 2016 году в Душанбе была презентована шеститомная книга “Шашмаком” и “Толковый словарь шашмакома”. Составителем книг является народный артист Таджикистана Абдували Абдурашидов.Таджикистан отмечает День Шашмакома ежегодно с 2000 года, когда президент Эмомали Рахмон подписал указ “О дальнейшем развитии искусства “Шашмаком” в Республике Таджикистан”. Этот указ и стал толчком к актуализации исследований и развития этой классической музыки в стране. В этот день в Таджикистане проходят концерты с участием известных исполнителей шашмакома, таких как народный артист Таджикистана Абдували Абдурашидов, Бобокул Файзуллоев, Шохназар Сохибов, Фазлиддин Шахобов, Нериё Аминов, Барно Исхакова, Ахмаджон Бобокулов, Боймухаммад Ниёзов, Ханифа Мавлонова, Шоиста Муллоджонова, Джурабек Муродов. Также в этот день выступают ансамбль шашмакомистов Таджикской государственной филармонии им. Акашарифа Джураева, студенты Таджикской национальной консерватории имени Талабхуджа Сатторова. Слово “маком” произошло от арабского “макам”, что означает – мелодия или произведение. Как жанр музыкального искусства он сформировался в период зрелого Средневековья. В музыкальной культуре Ближнего и Среднего Востока макомы заняли ведущую роль. Сейчас это живое духовное наследие, которое сохраняется и пропагандируется в художественной культуре многих народов. Шашмаком буквально можно перевести как “шесть макамов”, то есть, система шести основных ладов. Так, классический ансамбль шашмакома XVI века представляли два-три исполнителя. Такая традиция сохраняется и сейчас. Эта музыка кажется грустной и, возможно, заунывной, хотя большинство ее исполнителей поют о великой любви – о той, какой ее понимали суфии. Стихотворной основой вокальных частей шашмакома являются произведения классиков таджикско-персидской поэзии Хафиза, Саади, Джами; музыкальное сопровождение – танбуры, дутары, дойры. Шашмаком исполняли как на таджикском, так и на узбекском языках. Эту своеобразную музыку во все времена одинаково обожали мусульмане и иудеи. Шашмаком стал объединяющей традицией для стран всей Центральной Азии. В конце XVI века Бухара стала столицей Бухарского ханства, что вызвало подъем жанра, именно этот период считается для шашмакома классическим. Бухарские евреи оставались главными носителями шашмакома вплоть до начала XX века. Первая запись шашмакома была сделана в 1923 году советским музыковедом Виктором Успенским. В Таджикистане обучение шашмакому ведется в Душанбе в Таджикской национальной консерватории, а также в Академии макама в Худжанде. Осенью 2018 года в в Шахрисабзе (Узбекистан) по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиёева прошел Международный фестиваль искусства макома. Академия макома Таджикистана, выиграв Гран-при, получила в качестве приза 15 тысяч долларов США. В Шахрисабзе Академию макома республики представляли народная артистка Таджикистана Озода Ашурова, известные в республике исполнители макома Джамшед Эргашев, Насиба Омонбаева, Тохирджон Джураев, Хуршед Иброхимов, Сироджиддин Джураев, Мурод Джумаев и Камолиддин Хамдамов. Фестиваль был организован в целях сохранения традиционной музыки, продвижения межкультурного диалога, развития культурного разнообразия посредством поддержки творчества.
Leave a Reply