Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов приказал обеспечить в Ашхабаде образцовую чистоту по случаю национального праздника туркменского скакуна Дня ахалтекинца, который будет отмечаться 28 апреля. В воскресенье состоится международный конкурс ахалтекинских коней. В это время население пытается справиться с разгулом стихии – с середины марта страну заливает проливными дождями, что привело к сходу селей и затоплению ряда городов и населенных пунктов. Река Мургаб может выйти из берегов. Погибли двое детей. Туркменские власти предпочитают не замечать масштабов катастрофы.
Дождливая погода в странах Центральной Азии сохранится до конца апреля, предупреждают метеорологи. В горной местности региона сохраняется опасность схода селей и камнепадов. В Таджикистане стихия унесла жизни пяти человек. «Утонул» Ташкент. Власти Ирана и Афганистана заняты устранением последствий наводнений. По данным Тегерана, в стране погибли 76 человек, ущерб, нанесенный стихией, оценивается в 2,2 млрд долл. Критическая ситуация в Афганистане, особенно в соседних с Туркменистаном районах. Размыты дороги, дома, десятки погибших.
Аналогичная ситуация и в Туркменистане. Особую опасность представляет река Мургаб, уровень воды в которой повысился до критической отметки. Под угрозой затопления ряд населенных пунктов. По сообщению Радио «Азатлык» (туркменская служба Радио «Свобода»), если переполнится Сарыязынское водохранилище, наводнение может дойти до Каракумского канала. В этом регионе находятся еще несколько водохранилищ, объем которых пока сохраняется в пределах нормы. Но существует реальная угроза их переполнения. Под водой окажется большая часть страны. В начале марта под воду «ушел» Балканский велаят (область). Там в результате ливней была разрушена плотина на реке Этрек. В нескольких селах люди остались без крова. Погибли двое детей. По рассказам местных жителей, селевые потоки уносили домашний скот целыми отарами. До сих пор не восстановлена подача электроэнергии и газа. Хлеб для местных жителей сбрасывали с вертолетов.
По сообщению ресурса «Хроники Туркменистана», военные подразделения Марыйского велаята, которые занимаются восстановительными работами на водохранилищах, не справляются с ситуацией, даже несмотря на то, что в работе задействована сельскохозяйственная и военная техника. На подмогу им отправлены воинские части из Ахалского велаята. Солдаты вручную наполняют мешки песком, которые затем вертолетами доставляются на берега водоемов.
Местные власти рекомендуют жителям сел, которым угрожает затопление, временно переселиться на естественные возвышенности – барханы. При этом люди сами устанавливают там юрты, палатки и временные укрытия. В случае прорыва дамб под угрозой затопления окажутся этрапы (районы) Йолетан, Мургаб и город Мары. Неделей ранее в Марыйском велаяте затопило приграничный с Афганистаном город Серхетабат, а 14 апреля стихия обрушилась на улицы городов Туркменбаши и Балканабата. Уровень воды в Туркменбаши поднялся настолько, что машины плыли по дорогам. Аналогичная ситуация в Ашхабаде. Пострадало множество жилых домов и офисных помещений.
При этом власти Туркменистана замалчивают масштабы катастрофы, даже не сообщают о принимаемых мерах для предотвращения опасности схода сели и защиты населения. Обходят стороной тему стихии и государственные СМИ. Лишь одно из проправительственных изданий Orient отреагировало на продолжительные дожди и предложило гражданам увидеть в непогоде позитив. В заметке говорится, что «запах дождя успокаивает нервы, во время прогулок под дождем сжигается больше калорий, влажность полезна для кожи человека и очищает воздух». Дождь оказывает благотворное влияние на природу: «Газоны покрываются бархатистой травой, яркими ирисами и маргаритками, алые огоньки маков видны вдоль автодорог, усаженных по обе стороны деревьями, на ветвях которых уже вовсю распускаются почки и зреют завязи». Между тем в негодность пришли железные дороги Туркменистана, включая новую магистраль Казахстан–Иран.
«Ситуация, когда стихийные бедствия приобретают катастрофический характер, имеют и большую «человеческую» составляющую, а именно – утрату компетентных кадров в госструктурах, которые занимаются анализом возможных угроз и планированием хозяйственной деятельности», – сказал «НГ» туркменский эксперт Сердар Айтаков. По его словам, в черте Ашхабада были уничтожены – просто завалены либо приспособлены для прочих нужд – естественные русла селевых потоков, а ведь по ним сходили сели, уходя за пределы города. Так, в одном из главных селевых русел располагается так называемая Ашхабадская река. Это бетонное сооружение, которое, по мнению компетентного гидролога с большим стажем, не только блокирует сход селевых потоков, но и служит препятствием для дренажа грунтовых вод. Это приводит к подтоплению, в том числе подвалов домов, что усугубляет и без того сейсмоопасную обстановку в Ашхабаде. Другие русла засыпаны или сужены настолько, что не способны выполнять свои функции.
«Шоссейные и железные дороги, трубопроводы также имеют крайне слабую защиту от селей, паводков и оползней. Причем ошибки были допущены еще на стадии проектирования и планирования, когда или в целях экономии, или из-за элементарной некомпетентности про противоселевые мероприятия просто забывают. Не строятся водопропускные коллекторы, не обваловываются селевые русла. В условиях, когда наладить мониторинг количества осадков и появления селеопасных ситуаций не составляет труда, об этом никто даже не задумывается, – продолжает туркменский гидролог. – То есть на всех этапах необходимых мероприятий, которые должны осуществляться и призваны минимизировать ущерб от селей, паводков и аномальных осадков, – либо допущены огромные ошибки, либо эти мероприятия не осуществляются в принципе».
«Результат на лицо. О чем говорить, если полноценной ливневой канализацией год или два назад оснастили только две «протокольные» трассы, по которым перемещается президент, а вся остальная инфраструктура города просто не защищены от селей и избыточного количества осадков. По этой причине затапливаются тоннели, подземные переходы и помещенная в подземные галереи инфраструктура связи и электроснабжения. Желание сэкономить или элементарная некомпетентность и скудоумие лиц, принимающих решения, приводит к колоссальным убыткам», – сказал Айтаков.
В соседнем Узбекистане власти бьют тревогу. Объявлена селевая опасность. Дожди подтопили Ташкент и размыли сельскохозяйственные поля.
«Такие затяжные дожди – редкость для нашего региона. Чаще бывает засуха. Селевые потоки случаются только в горной местности при таянии ледников. Городская инфраструктура не выдержала затяжных ливней», – сказал «НГ» директор Центра исследовательских инициатив «Ма’no» Бахтиёр Эргашев. Он отметил, что под удар попал и будущий урожай хлопка. Многие поля были засеяны, а теперь оказались затопленными.
Стихия подстегнула власти предпринять ряд мер. В частности, президент Шавкат Мирзиёев подписал указ о переформатировании Министерства по чрезвычайным ситуациям. Новая служба создается по российскому образцу.
Leave a Reply