Доподлинно неизвестно, каким именно методом проводятся подобные исследования и какое количество людей ими охватывается. А потому автор провел собственный анализ. На простом, как все гениальное, и вкусном продукте под названием донер.
Почему на нем? Потому что этот шедевр турецкой кулинарии вполне тянет на полноценный обед, поскольку содержит в себе практически весь набор продуктов питания, необходимый среднестатистическому казахстанцу: хлеб, мясо, овощи, специи и соусы. То есть все составляющие продуктовой корзины или, по крайней мере, большей ее части.
Согласно некоторым данным, средняя заработная плата в Казахстане в первом квартале этого года составила 186 221 тенге. При цене донера в 750 тенге в 2018 году среднестатистический казахстанец при средней зарплате того времени в 149 669 тенге мог съесть 199,5 донера в месяц, или шесть штук в день.
Сегодня эта вкуснятина стоит 1 200 тенге. При этом месячное количество донеров, которое может позволить себе наш гражданин, снизилось до 155 в месяц, или до пяти в день.
Пять донеров сегодня стоит 6 000 тенге. Однако для одного дня, каким бы он ни был вкусным, это многовато. Оставим три. 3 600 тенге в день, или 108 000 тенге в месяц. На все остальное остается 2 907 тенге в день, или 78 221 тенге в месяц.
Аналогичные подсчеты при ценах и зарплатах 2018 года показывают, что на все про все кроме еды у гражданина оставалось 90 000 тенге в месяц. Получается, что казахстанец стал тратить на еду на 12 000 тысяч тенге больше. А это 16 донеров по цене 2018 года. То есть, как видно из результатов нашего исследования, увеличение затрат на питание тут никак не говорит об увеличении потребления.
И ведь не факт, что в этом году рост цен не продолжится и они не вырастут на все: одежду, обувь, билеты в кино и проезд в общественном транспорте.
Кстати, товары народного потребления в прошлом году ведь тоже подорожали. Как говорят менеджеры одной торговой сети, повышение цен на импортные товары (а импорт у нас в стране, как известно, преобладает) значительно снизило объемы продаж. Люди стали реже обновлять гардероб и практически полностью перестали покупать запасную одежду. И если еще в начале прошлого года склады брендовых магазинов были забиты под завязку, то сейчас они практически пустые, поскольку завозить крупные партии теперь нет смысла. Да и не на что. Теперь у продавцов голова болит о том, как продать оставшиеся на складах запасы с прошлого сезона.
В общем, чек покупок казахстанца стал значительно скромнее. Ценовые акции для привлечения покупателей уже почти не помогают, что ведет к снижению выручки, а значит, к сокращению персонала.
А тут еще и Всемирный банк подсластил пилюлю. Согласно его прогнозам, в этом году нас может ожидать очередной виток инфляции. Это означает, что если прогноз сбудется, то рост цен обязательно продолжится, добавив еще процентов 15–20. Отметим, что уже повысились цены на комуслуги. Тут уж ничего не поделаешь. Эффект домино в экономике никто не отменял.
Несколько утешает возможная перспектива индексации заработных плат. Но будет ли она и насколько она станет соответствовать росту цен на продукты питания, не говоря уже о товарах народного потребления и об услугах, вопрос, конечно, интересный. Так что впору спросить, какой процент заработной платы в обозримом будущем придется тратить среднестатистическому казахстанцу на полноценное трехразовое питание. Какая-то часть трудящихся в нашей стране обедает на работе, принося еду с собой, но большинство в полуденный перерыв бегут в столовые, пирожковые и т. п. А цены в них, как можно догадаться, тоже не стоят на месте, шагая в ногу с регрессом экономики.
Озабоченность Министерства торговли и интеграции этим вопросом выглядит слабообнадеживающей. Все-таки есть некоторые сомнения по поводу того, удастся ли реализовать его благие намерения. Но надеяться все же хочется. А то ведь четверть населения в прошлом году уже не могла позволить себе есть мясо каждый день, не говоря уже о казы, потребление которого свелось разве что к очень большим праздникам.
Leave a Reply