Даже если безнадежно туп

3 декабря президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал указ «О приоритетных направлениях государственной политики по развитию предпринимательства, обеспечению занятости населения и сокращению бедности в махалле» и вытекающее из него постановление «О мерах по организации деятельности помощников хокимов по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле».

Постановление детализирует деятельность помощников хокимов, которые, по логике главы государства, должны обеспечить сокращение бедности населения. В этих же целях в Узбекистане будут созданы дополнительные управленческие структуры, численность которых в стране и без того давно вышла за все разумные пределы.

Примечательно, что на должность помощников хокимов будут назначены не только руководящие работники министерств и ведомств, но и граждане, не имеющие высшего образования. Их ежемесячная заработная плата, согласно документу, будет зависеть от количества домохозяйств, расположенных на подведомственной территории. Если в махалле количество домов будет до 500, то сумма заработной платы составит 4 млн 932 тысячи сумов; от 501 до 1000 – 5 млн 343 тысячи сумов; более 1000 – 5 млн 754 тысячи сумов.

Если размер среднемесячной зарплаты помощников хокимов окажется меньше размера среднемесячной зарплаты по их предыдущему месту работы, то недостающая часть будет возмещена. Плюс к этому им выделят субсидии на аренду и приобретение жилья, возместят транспортные расходы на личный автомобиль и железнодорожный транспорт и т.д. и т.п. Кроме того, помощникам хокимов без образования гарантируют поступление в вузы на грантовой основе. Поступит, даже если безнадежно туп.

В перечне задач, поставленных перед помощниками хокимов, – подворовой и поквартирный обход с целью выяснения источников дохода граждан и их потребностей в опеке государства. Однако эксперты полагают, что основной задачей нового отряда чиновников станет контроль за умонастроениями населения. Основанием для подобного предположения являются слова президента, заявившего, что «[Помощники хокимов районов] должны знать как термометр настроение людей, независимо от того, на каком этаже они проживают».

Нововведение, предусматривающее значительные выделения средств из бюджета на кормление дополнительного административного аппарата, как минимум настораживает. По мнению главы государства, «такого опыта нигде в мире нет».

Сейчас, наверное, действительно нет. Нигде в цивилизованном мире не пытаются взять под государственный контроль общественные организации, к числу которых и относится махалля. Хотя во второй половине прошлого века нечто похожее наблюдалось в Китае. Именно тогда хунвейбины были посланы во все провинции с целью наведения коммунистического порядка и развития предпринимательства. Именно тогда китайцы на дому варили чугун и выращивали кур, продавая друг другу яйца.

Нечто похожее происходило и в СССР в первой половине ХХ века. Революционно настроенных рабочих, преданных идее мировой революции, направляли в деревни для ликвидации кулаков как класса и создания колхозов и совхозов. В тот же период в СССР жесткой цензуре подвергались люди, чьи мысли и мнения отличались от официальной позиции коммунистической партии. Патриотически настроенные граждане стучали на соседей, начальников и подчиненных. Если нынешним помощникам хокимов, кроме материальных благ, обещают нагрудный знак «Янги Узбекистон ислохотчиси» («Реформатор Нового Узбекистана»), то в советский период докладывающие в НКВД об негативном отношении граждан к власти получали квартиры этих граждан вместе с имуществом. Где гарантия, что мы не повторим пройденное?

Понятно, что введение дополнительных штатных единиц государственных служащих с зарплатой, существенно превосходящей среднюю зарплату по стране, бедность никак не уменьшит. Когорта карьеристов, наделенных государственными полномочиями, будет просто проедать народные деньги, отправляя красивые отчеты в вышестоящие инстанции. Единственная возможность сократить бедность – это дать людям свободу, создав политическую систему, минимизирующую вероятность волюнтаристских решений.

Со свободой в Узбекистане – никак. Политическая система, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.