Последний козырь Лукашенко

Чего официальный Минск хочет добиться военной риторикой и признанием Крыма

Александр Лукашенко утверждает, что давно считает Крым российской территорией, и удивляется, что туда все еще не летают белорусские самолеты. Мнения экспертов, пытающихся понять, что в данном случае имел в виду Лукашенко, разделились.

В среду пресс-служба Лукашенко продолжила публиковать его откровения о признании Крыма российским и готовности воевать с Украиной на стороне РФ. «Я не буду никогда на стороне националистического угара, который происходит в Украине. Я буду делать все, чтобы Украина стала нашей, она наша, там народ наш. Это мои твердые убеждения, поэтому если мы, не дай бог, окажемся… если Россия окажется перед агрессией со стороны Украины, мы в теснейшей связке – юридически, экономически и политически будем с Россией», – цитирует пресс-служба Лукашенко его заявления.

Напомним, что днем ранее Александр Лукашенко уже заявил, что и де-факто и де-юре считает Крым российской территорией и с нетерпением ждет, когда президент России Владимир Путин пригласит его посетить этот полуостров. Руководитель Белоруссии картинно удивился тому, что белорусские самолеты все еще не летают в Крым. «Разве мы не летаем в Крым? Честно говоря, я даже не знал, что мы не летаем в Крым», – сказал он, отвечая на вопрос директора информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрия Киселева. «Мы полетим тогда, когда нам нужно будет», – пообещал он.

Удивление Лукашенко по поводу отсутствия полетов в Крым только укрепило сомнения экспертов относительно серьезности заявлений белорусского руководителя. Дело в том, что ранее он уже рассуждал на эту тему и четко давал понять, что знает реальное положение вещей. Когда страны ЕС, а с ними и Украина закрыли с начала лета свое небо для белорусских самолетов, Александр Лукашенко угрожал Украине, что в отместку полетит в Крым. «Что касается Крыма, вы заметьте: я сказал, что мы проработаем этот вопрос…» – сказал он еще в начале лета. Лукашенко пояснил, что в свете недружественного закрытия украинского неба для белорусских самолетов полеты в Крым будут логичными. Тем не менее самолеты туда пока так и не полетели.

Как и заявления про самолеты, нынешние признания Лукашенко могут так и остаться словами, считают многие эксперты. «Белорусский де-факто руководитель давно уже имеет репутацию, скажем так, политика – хозяина своего слова, в том смысле, что хозяин захотел – дал, захотел – забрал. Тут нет ничего нового, и про тот же Крым уже много раз говорилось самое разное», – пишет по этому поводу в своем Telegram-канале политический аналитик Петр Кузнецов.

Эксперт отмечает, что сказанное Лукашенко не является никаким юридическим признанием Крыма российской территорией. «Юридическое признание осуществляется с целью установления неких формальных отношений, которые и служат одним из признаков такого признания. Консульство, торговая миссия, что-то еще в этом роде», – рассуждает он. «В нашем случае же, после заявления о том, что «признаем и так и эдак, а вот еще и эдак», пришлось выкручиваться в ответ на вопрос, почему даже самолеты не летают», – отмечает эксперт. Петр Кузнецов уверен, что эту ситуацию можно в любой момент «открутить назад», «сославшись на неправильные интерпретации, например. Или вообще очень просто, сделав вид, что такого сказано не было или сказано было вовсе не то».

Петр Кузнецов уверен, что на самом деле адресат этих громких заявлений Александра Лукашенко последних дней – Запад. Именно его Александр Лукашенко шантажирует угрозой разместить в Белоруссии ядерное оружие, признать Крым и развязать войну с Украиной. «Мы готовы поставить ядерное оружие на границах, мы готовы признать Крым, мы готовы воевать с Украиной – потому что нам некуда деваться от России, а вы с нами разговаривать не хотите, но, если не хотите войны и ядерных ракет, разговаривайте», – таков, по мнению эксперта, посыл Александра Лукашенко западным политикам.

Запад нужен Александру Лукашенко, чтобы не проводить референдум и не осуществлять транзит власти, на чем, по мнению аналитика, настаивает Москва. «Речь идет об информационно-смысловой атаке, единственное предназначение которой – путем шантажа и ультиматумов принудить Запад к диалогу и разблокировке «вектора», чтобы получить возможность «соскочить» с рокового референдума, навязываемого Москвой», – говорит он по этому поводу. В свете этого заявления Лукашенко о признании Крыма – не капитуляция перед Москвой, как утверждают многие эксперты, а борьба с ней, считает Петр Кузнецов.

В публичном пространстве нет информации о том, какие переговоры ведут по поводу Белоруссии Москва и Брюссель. Петр Кузнецов полагает, что у Александра Лукашенко на этот счет тоже имеются нехорошие подозрения, что они «сговорились» и вместе будут подталкивать Лукашенко к транзиту власти.

Той точки зрения, что «Москва дожимает», придерживается политолог Андрей Елисеев. «Кремль дожимает по всем фронтам и столь необходимую денежную поддержку для Лукашенко увязал не только с подписанием интеграционных документов, но и с однозначным признанием Крыма российским», – пишет эксперт по этому поводу в своем аккаунте в социальной сети.

Андрей Елисеев считает, что Александру Лукашенко нужна финансовая поддержка России и добро от нее на такой референдум, который позволит оставаться ему у власти вечно. В обмен на это Лукашенко должен согласиться на глубокую интеграцию и признать Крым. «Па замыслу Москвы, подписание интеграционных соглашений (4 ноября) и их последующее воплощение в жизнь лишит Беларусь суверенитета во внутренних делах, а окончательное признание Крыма российским – во внешних», – рассуждает эксперт.

Вне зависимости от того, какова цель заявлений Александра Лукашенко о признании Крыма, они являются его «последней козырной картой», которую он держал «на крайний случай», отмечает политолог Валерий Карбалевич. Эксперт также согласен с тем, что этот крайний случай касается предстоящего референдума и перспектив Александра Лукашенко остаться у власти. Важным вопросом, ради которого можно пожертвовать отношениями с Украиной, является «поддержка Путиным того варианта транзита, который задумал Лукашенко», считает эксперт. «Судя по всему, президенту России не очень нравится то, что задумал Лукашенко, а проводить транзит власти, референдум по Конституции в пику Путину – вещь рискованная. Его нужно задобрить чем-то важным для Кремля. Признание Крыма российским – это цена, которую Лукашенко готов заплатить», – считает Валерий Карбалевич. Впрочем, эксперт тоже не исключает, что дальше слов дело не пойдет. 

Минск

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.