28 ноября в Кыргызстан’е завершились парламентские выборы. Предварительные результаты уже обнародованы, в парламент VII созыва проходят 6 партий. Пока победители и проигравшие ждут ручной пересчет голосов Ia-centr.ru обсудил с экспертами особенности прошедшей выборной кампании.
Марс Сариев, политолог (Кыргызстан)
Выборы в парламент Кыргызстана 2021 года запомнятся несколькими вещами. Во-первых, как это ни удивительно, административный ресурс практически не был задействован. Отдельные нарушения, которые фиксировали наблюдатели, имели место, но в целом, агитация и голосование проходили в рамках закона.
Это можно объяснить тем, что президент Кыргызстана Садыр Жапаров сознательно решил не повторять ошибок своих предшественников, которые уходили в отставку после проведения нечестных выборов. Если бы кыргызстанцы увидели нарушения на выборах и кражу своих голосов, то они могли бы взбунтоваться, как делали уже не раз, и устроить новую революцию.
Во-вторых, показательной стала рекордно низкая явка избирателей. Это связано с тем, что люди заняты решением других проблем: поиском дешевого угля, попадания в список семей, которым будет оказана материальная помощь и т.д.
В-третьих, будет интересно посмотреть на состав парламента. Если по спискам проходных партий все более-менее понятно, то с победителями по одномандатным округам складывается очень интересная ситуация. В нескольких округах выиграл кандидат «против всех», что тоже показательно. Также в парламент по результатам голосования прошли Сеид Атамбаев (сын отбывающего наказание экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаев – прим. Ia-centr.ru ) и оппозиционер Дастан Бекешев. При использовании административного ресурса эти люди в парламент бы не прошли.
Сейчас нужно завершить ручной пересчет голосов и поставить точку. Не нужно на пустом место создавать у проигравших соблазн митинговать и устраивать акции протеста.
Игорь Шестаков, политолог (Кыргызстан)
Выборы в Кыргызстане почти всегда предсказуемый процесс с непредсказуемым финалом. Но нынешние результаты никаких сенсаций не преподнесли.
Если присмотреться к кандидатам от прошедших в парламент партий, то можно увидеть бывших членов партий «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан». Фаворитами на выборах, предсказуемо, оказались провластные партии «Ата Журт Кыргызстан» и «Ишеним».
Сюрпризов на этих выборах не было, но результаты голосования нужно изучать. Анализ данных по регионам даст пищу для размышлений. Особенно для условных партий власти, которые имели схожие программы и один электорат.
Интересной особенностью прошедших выборов стала низкая явка избирателей. По данным ЦИК Кыргызстана в голосовании участвовали чуть более 30% кыргызстанцев. Исходя из доверия населения к выборам и кандидатам, можно провозгласить 2021 год в стране годом трудовой миграции.
В Кыргызстане чемоданные настроения. Граждане не связывают улучшение своего материального положения с новым созывом парламента.
Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ (Россия)
Нынешний созыв парламента Кыргызстана будет машинкой для подписи спущенных «сверху» документов. От избранных депутатов, согласно последней редакции конституции Кыргызстана, ничего не зависит – и они это прекрасно знают.
Прошедшие выборы не были конкуренцией идей, а напоминали соревнования амбиций и «кошельков». Кто-то рассчитывал покрасоваться в телевизоре, кем-то двигали бизнес-интересы, кому-то позарез нужна неприкосновенность. Последнее преимущество вообще спорное. Как показывают недавние события в Кыргызстане – депутатская неприкосновенность снимается очень быстро, при соответствующем запросе.
В низкой явке избирателей тоже нет ничего удивительного. Она снижается из года в год. Кыргызстанцам порядком надоели выборы, перевороты и повторные выборы. Но есть один плюс – у части населения наступило понимание того, что кто бы не пришел к власти в стране, изменений к лучшему лично у них не будет.
Что касается общих тенденций, на которые я обратил внимание, просматривая список депутатов, то я не увидел ни одной не кыргызской фамилии. Я долго искал в составах выигравших партий и среди одномандатников хотя бы одного представителя национального меньшинства. Я думал, что хотя бы одного человека точно делегируют в парламент. Понятно, что таких кандидатов у «Ата Журта» или «Ынтымака» не может быть. Но ведь есть партии, позиционирующие себя как либералы. Выступающие за равноправие, гендерное равенство, за все хорошее и против всего плохого. Но я никого не нашел.
Логичным объяснением сложившейся ситуации может быть значительное сокращение мест в парламенте – со 120 до 90. А людей, которые хотят сесть в заветное кресло меньше не стало, несмотря на причины, которые я перечислил выше.
Сейчас депутатство в Кыргызстане станет ступенькой для продвижения в госсистеме. Шансов уйти на хорошую должность из парламента больше, чем при заходе «с улицы».
Не могу не упомянуть активность спецслужб перед самым голосованием. Задержание людей, якобы готовящих переворот в Кыргызстане, в сухом остатке стало красноречивым сигналом для недовольных своим результатом на выборах. Даже имея предлог для выхода на митинг в виде «технического сбоя» при подсчете голосов, проигравшим будет проблематично вывести толпу на улицу. Чтобы так рисковать нужно окончательно отчаяться или не иметь разума. Поэтому, думаю, что в Кыргызстане все обойдется без переворотов в ближайшее время.
Андрей Казанцев, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник ИМИ МГИМО (Россия)
Политика Кыргызстана настолько сложна и противоречива, что в российском экспертном сообществе уже давно запутались.
Кыргызстан интересует Россию с точки зрения других «сюжетов». В частности, в контексте сохранения общей стабильности в стране и событий, затрагивающих сферу российских интересов. Например, последние обсуждения языкового вопроса в Кыргызстане и сближение Бишкека со Стамбулом волнуют Россию гораздо больше, нежели прошедшие парламентские выборы.
Leave a Reply