
Для многих рядовых жителей столицы Туркменистана новый день начинается с длинной очереди за субсидированным хлебом в государственном продовольственном магазине.
В очередях в Ашхабаде и других городах по всей стране можно простоять несколько часов, пока магазины ждут завоза новой партии продуктов. Иногда покупатели отправляются домой с пустыми руками — если им ничего не досталось.
Порой за последнюю буханку хлеба или другой доступный по цене продукт, которого не хватает в этой богатой энергоресурсами стране, люди в буквальном смысле дерутся.
Но авторитарное правительство Туркменистана не хочет, чтобы внешний мир увидел людей, борющихся с бедностью и экономическими трудностями.
Полиция Ашхабада задерживает граждан, которые используют свои смартфоны в очередях, опасаясь, что они могут снять происходящее и выложить фото и видео в социальных сетях или отправить кому-то за границу.
«Офицеры внимательно следят за людьми с мобильными телефонами. Если они заподозрят, что кто-то снимает очередь, то задерживают их и доставляют в отделение полиции для допроса», — сказал Азаттыку житель Ашхабада 12 ноября.
Он говорил на условиях анонимности из соображений безопасности, поскольку инакомыслие в этом жестко контролируемом государстве недопустимо.
Согласно одному из источников в полиции, сотрудники в штатском иногда стоят в очереди с покупателями, чтобы убедиться, что те не снимают фото или видео.
Ситуация с нехваткой продуктов питания и ростом цен, которая началась около пяти лет назад, продолжается. Всё больше людей в этой центральноазиатской стране живут в бедности.
Но вместо того, чтобы решать экономические проблемы, жесткое правительство усиливает контроль над доступом людей к информации.
Власти пытаются обуздать сообщения о страданиях людей, а также блокируют любую информацию, поступающую из-за границы, в которой содержится критика туркменского правительства.
По словам жителя столицы, в попытке «скрыть» проблему и сделать так, чтобы очереди казались поменьше, полиция в некоторых районах разрешает одновременно стоять перед магазином ограниченному числу людей — от пяти до десяти.
«Остальным приказано держаться подальше и быть незаметными, — сказал он. — Когда первая группа людей выходит из магазина, офицеры пропускают вторую группу».
На видео, тайно снятых корреспондентами Азаттыка в Ашхабаде, видно, как ранним утром десятки местных жителей, в том числе женщины с детьми, собираются возле государственных магазинов.

Люди идут в магазины в 5:30 утра, когда они только открываются, и пытаются опередить других.
Для многих это стоит усилий: буханка субсидированного хлеба стоит от 30 до 60 центов по официальному обменному курсу. На базарах и в частных пекарнях хлеб стоит примерно в 10 раз дороже.
На видеозаписях запечатлено, как покупатели выходят из магазина с тремя буханками хлеба каждый. Система нормирования в государственных магазинах разрешает отпускать только три буханки хлеба в одни руки в порядке очереди.
Несколько жителей рассказали Азаттыку, что обычно ранним утром в очереди перед государственными магазинами, где продают основные продукты питания, такие как рис, мясо птицы и растительное масло, по субсидированным ценам, стоит около сотни людей.
Но большинство доступных товаров в дефиците и пустые прилавки — дело обычное.
Постоянные покупатели рассказали корреспондентам Азаттыка, что запасов хлеба в большинстве государственных продуктовых магазинов Ашхабада хватает лишь примерно на 60 процентов покупателей в очереди. Остальные уходят ни с чем, чтобы потом вернуться и снова ждать своей очереди.
НЕ СЛУШАЙТЕ КРИТИКУ
По мере усугубления экономического кризиса Ашхабад усилил кампанию против туркменских активистов за рубежом, которые говорят об экономических проблемах в стране, страдающей от масштабной безработицы, коррупции и отсутствия гражданских свобод.
В Лебапском велаяте службы безопасности проводили встречи с жителями, чтобы обсудить то, что Ашхабад считает антиправительственной пропагандой, организованной туркменскими активистами и членами оппозиции в изгнании.
Одна из таких встреч в культурном центре Фарапского района 9 ноября была посвящена деятельности восьми политических активистов, выходцев из Лебапского велаята.

Среди тех, кого упоминали на встрече, была живущая сейчас в Стамбуле Дурсолтан Таганова и обосновавшийся во Франции Мурад Курбанов, лидер оппозиционного движения «Демократический выбор Туркменистана».
«Организаторы встречи — представители служб безопасности и полиции — сказали собравшимся, что они не должны смотреть видео этих [активистов] на YouTube», — сказал житель, присутствовавший на встрече.
«Чиновники заявили, что, если видео не наберет много просмотров, [активисты] не смогут зарабатывать на YouTube и тогда они потеряют свой источник дохода», — добавил он.
Несколько других участников встречи заявили, что официальные лица также призвали людей не следить за публикациями зарубежных СМИ, в том числе Туркменской редакции Азаттыка, которая была названа чиновниками «орудием американской пропаганды».
По словам участников подобных встреч, силовики особенно критикуют сообщения Туркменской редакции Азаттыка об очередях за субсидированным хлебом.

Туркменистан заблокировал многие социальные сети и независимые новостные сайты, хотя многие туркмены по-прежнему заходят на ресурсы через VPN.
Туркменские власти в последние недели снизили скорость интернета по всей стране, чтобы еще больше ограничить доступ людей к информации.
Между тем государственные СМИ высоко оценили «значительный успех» страны в этом году в уборке сельскохозяйственных культур, в том числе более 1,4 миллиона тонн пшеницы, в преддверии Праздника урожая, который отметили 14 ноября.
Leave a Reply