С одной стороны, захват Кабула движением “Талибан” * 16 августа стал неожиданностью из-за стремительного поражения афганских вооруженных сил, что и положило конец двадцатилетнему вашингтонскому контролю Афганистана посредством марионеточного правительства. То, что дядю Сэма побили “студенты” **, во многих странах было встречено с плохо скрываемой радостью, хотя на самом деле янки и не воевали.
С другой стороны, Вашингтон все-таки понес колоссальные репутационные потери, причем настолько сильные, что марионеточные власти в других странах с внешним управлением, вроде Украины, засомневались в правильности выбора сюзерена. “Теперь США никто не слушает, они никому не интересны, с ними не считаются. Короче, “Гуд-бай, Америка!”, – резюмировала катарская “Аль-Джазира”.
Тем не менее Белый дом повел себя, будто ничего критического не произошло. И это не походило на хорошую мину при плохой игре. Напротив, президент Байден периодически заявляет, что все сделано правильно. Короче, так было надо!
Последующие шаги указывают на то, что в Вашингтоне не признают “Талибан” как законную власть, несмотря на попытку “студентов” понравиться Западу. Прежде всего 17 августа Минюстом США было объявлено, что активы афганского правительства заморожены до тех пор, пока в Кабуле не появится законное с точки зрения Америки правительство. А 20 августа Всемирная продовольственная программа ООН (WFP) приостановила оказание гуманитарной помощи Афганистану “в связи с неуверенностью в безопасности”. Об этом сообщило представительство России при Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO). Сделано это было вопреки просьбе “Талибана”, направленной в FAO днем ранее.
Президент США Байден также заявил, что США продолжат военные операции в Афганистане после окончательного вывода американских войск, запланированного на 31 августа. По его словам, Пентагон начнет “войну беспилотников”, тогда как лидеры “Талибана”, позиционируя себя как власть, вынуждены быть публичными и окажутся легкой целью дронов-убийц. Очень похоже на то, что янки не собираются далеко уходить.
В этой связи напрашивается версия, что Белый дом в связи с развалом афганской системы безопасности просчитывал возможный репутационный ущерб, тем не менее на него пошел по каким-то очень веским для себя причинам. Слабо верится, что ЦРУ не знало настроения солдат и офицеров правительственной армии Афганистана.
Обращает на себя внимание, что выход США из Афгана совпал с другим международным скандалом, который может иметь даже более трагические последствия, чем так называемый Сайгон 2.0 – так с легкой руки журналистов были названы события в Кабуле 16 августа. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) сообщило государствам-членам, что Иран обогатил уран до 60% с помощью двух каскадов центрифуг на своем объекте в Натанзе.
“Свободная пресса” еще пару месяцев назад предполагала именно такое развитие событий, когда на 13-х президентских выборах в Исламской республике Иран (ИРИ) победил шестидесятилетний ультраконсервативный клерик Ибрахим Раиси, “прославившийся на Западе как судья, штамповавший тысячи смертных приговоров оппозиционерам”.
Напомним, госсек США Энтони Блинкен выступил с рефлекторным заявлением, что будет жестко противостоять дестабилизирующему поведению ИРИ и его ракетной программе. В то же время Вашингтон обещал продолжить сотрудничество с Тегераном по ядерной сделке 2015 года, разорванной Трампом.
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, приветствуя победу Раиси, сказал в своем выступлении на государственном телевидении: “Уровень обогащения урана в Иране не будет ограничен 20%. Мы увеличим его до того уровня, в котором нуждается страна […> Мы можем увеличить его до 60%”. Белый дом в свою очередь назвал это “красной чертой” со всеми вытекающими последствиями.
И вот: официальный представитель МИД Ирана Саид Хатибзаде назвал обогащение урана до заявленного уровня “компенсационными мерами”, принятыми в ответ на “широко распространенные нарушения” Соединенными Штатами и другими участниками ядерного пакта, известного как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД).
Это означает, что Иран фактически вплотную приблизился к обладанию оружейным ураном и находится всего в нескольких шагах от атомной бомбы. Дело в том, что Тегеран традиционно принижает свои достижения, чтобы быть чуть впереди реакции западных стран. Таким образом, не исключено, что персы уже монтируют свой первый ядерный заряд.
Косвенно об этом может говорить заявление культурных деятелей Ирана, что начатые в стране политические реформы носят мобилизационный характер. Ибрахим Раиси якобы начал строительство “Советского Союза Сталинской эпохи”, понимая под этим подготовку к войне. Отметим также, что технические средства контроля со стороны МАГАТЭ за ядерной сделкой фактически не работают, а международные инспекторы не имеют реального мандата на посещения каскадов центрифуг в Натанзе.
Есть мнение, что Хаменеи согласен вернуться к ядерной сделке на условиях полной отмены американских санкций и при минимуме контроля только потому, что персы уже обрели арсенал атомных бомб. Если это так, то Вашингтону сегодня и впрямь не до Афгана и “Талибана”. Если верить заявлению Ибрахима Раиси о том, что где-то через месяц Тегеран демонтирует видеокамеры на своих ядерных объектах (и скорей всего это произойдет), то будет пройдена точка невозврата к СВПД.
Даже президент Путин призвал новое правительство Ирана принять энергичные усилия по выполнению ядерной сделки, о чем он сказал в ходе “прощального” визита Меркель в Москву. “При обсуждении ситуации вокруг иранской ядерной программы мы с госпожой канцлером выразили надежду на то, что после формирования нового правительства в Иране будут продолжены энергичные усилия по сохранению Совместного всеобъемлющего плана действий”, – заявил ВВП.
Вполне возможно, не Украина шоумена Зеленского, а именно Иран президента Раиси, претендующего на лавры Сталина, был главной закулисной темой переговоров между лидерами РФ и ФРГ. Причем Меркель, скорей всего, играла роль посредника между Москвой и Вашингтоном, чтобы Россия не оказала поддержку ИРИ в возможной войне между Западом и Персией.
И еще: США уже не будут предъявлять ультиматум Ирану, а нанесут удар внезапно, дабы не дать персам подготовиться к возмездию. Скорей всего, это и есть настоящая причина ухода американцев из Афгана. Янки не могут себе позволить сражение на двух фронтах – слишком серьезный перед ними противник.
Leave a Reply