События, которых в последние недели всё больше опасались правительства Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, начали происходить.
Правительство Афганистана пало перед движением «Талибан». Несмотря на то что у правительств стран Центральной Азии в запасе были годы, чтобы обдумать и разработать план на случай таких событий, похоже, что первые ударные волны со стороны южных границ застигли Таджикистан и Узбекистан врасплох.
Таджикистан с начала июня готовился принять беженцев в случае ухудшения ситуации на севере Афганистана — ждать этого пришлось недолго.
Большинство перешедших из Афганистана через границу с Таджикистаном в конце июня были военнослужащими или членами военизированных формирований — всего около 150 человек. У них не было ни продовольствия, ни боеприпасов. Да и другого выхода, кроме как бежать из Афганистана, тоже не было.
После этого на таджикскую территорию перебежали, по данным афганского правительства, еще около 2300 человек. Всех, как сообщается, посадили в самолеты, которые направлялись в Кабул.
Узбекистан столкнулся с аналогичной ситуацией в конце июня, но в меньшем масштабе, когда десятки афганских солдат и военизированных формирований попытались пересечь границу, но были отправлены обратно.
А в начале июля около тысячи афганских мирных жителей пересекли границу на востоке Таджикистана.
Начиная с 14 августа, когда крупнейший город на севере Афганистана — Мазари-Шариф — перешел под контроль сил «Талибана», массовый отток людей из Афганистана стал буквально «лётным» — самолетами и вертолетами, что, по всей видимости, шокировало таджикские и узбекские власти.
ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ВЕРСИИ СОБЫТИЙ
Сколько самолетов пересекло воздушные границы Центральной Азии — неясно, так как поступающие данные имеют значительные расхождения.
В одном сообщении говорилось, что 14–15 августа по меньшей мере 22 военных самолета и 24 вертолета из Афганистана пересекли воздушную границу с Узбекистаном и «их принудительно посадили в международном аэропорту [приграничного узбекского города] Термеза».
По сообщениям, на борту этих самолетов находилось 585 афганских солдат.
15 августа еще 158 мирных граждан и военнослужащих пересекли реку Амударья, по которой проходит афганско-узбекская граница.
17 августа генеральный прокурор Узбекистана опубликовал заявление, в котором говорится, что в период с 14 по 15 августа 46 афганских самолетов и вертолетов (22 самолета и 24 вертолета) «незаконно» пересекли границу в Термезе. Это заявление было позже удалено, как сообщила Генеральная прокуратура, в связи с фактологическими ошибками.
Ведомство даже не попыталось предоставить объяснение того, каким образом — учитывая большое количество гражданских и военных чиновников, побывавших в последнее время в регионе, —в исходном сообщении появились фактологические ошибки.
18 августа компания Janes Defense сообщила, что на спутниковых снимках видно, что по состоянию на 16 августа в аэропорту Термеза находились «21 небольшой самолет с неподвижным крылом» и «около 26 вертолетов» ВВС Афганистана.
Другие противоречивые сообщения касались одного афганского военного самолета, который, по первоначальной информации, разбился 15 августа в Сурхандарьинской области Узбекистана, граничащей с Афганистаном.
Gazeta.uz сообщает, что двое афганских военнослужащих были доставлены в местную больницу, предположительно, после того, как они выпрыгнули из самолета.
Позднее было заявлено, что самолет был сбит силами ПВО Узбекистана при попытке нелегально перелететь через границу из Афганистана.
Еще больше усугубили неразбериху поступившие 16 августа сообщения о том, что 15 августа в воздушное пространство Узбекистана вторглись три афганских военных самолета с просьбой разрешить посадку на военной базе в Ханабаде.
Но узбекские авиадиспетчеры приказали афганским пилотам приземлиться в Термезе, и для их сопровождения были отправлены два узбекских МиГ-29.
Сообщается, что один из афганских самолетов столкнулся с узбекским самолетом и они потерпели крушение в Шерабадском районе Сурхандарьинской области. Сообщается, что пилоты обоих самолетов катапультировались.
14 августа узбекские власти позволили 84 афганским военнослужащим пересечь границу с Узбекистаном для получения медицинской помощи и временного убежища, хотя было сообщение о столпотворении сотен афганцев на соединяющем две страны мосту «Дустлик».
В МИД Узбекистана тогда заявили, что ведутся переговоры с афганской стороной о возвращении граждан.
Генеральная прокуратура заявила, что предъявит афганцам обвинение в незаконном пересечении границы с Узбекистаном. Для многих из этих солдат узбекская тюремная камера, вероятно, предпочтительнее того, что их ждет в контролируемом талибами Афганистане.
Как сообщает афганский телеканал «Толо», с 15 по 16 августа из Афганистана в Таджикистан и узбекский город Термез было совершено 45 рейсов.
16 августа Таджикская редакция Азаттыка со ссылкой на источники в Государственном комитете по чрезвычайным ситуациям сообщила, что три самолета и два вертолета из Афганистана, на борту которых находились 143 афганских солдата, приземлились в южном таджикском городе Бохтар.
По информации независимого таджикского новостного веб-сайта Asia-Plus, министерство иностранных дел Таджикистана заявило: «Мы получили сигналы SOS, после чего, в соответствии с международными обязательствами страны, было принято решение разрешить афганским военным [самолетам] совершить посадку в аэропорту города Бохтар».
В МИД заявили, что было всего два самолета и они оба «полетели обратно» в Афганистан после высадки пассажиров. Сообщается, что афганских солдат разместили в общежитии местного университета.
Издание «Азия-Плюс» также сообщило, что источник в посольстве Афганистана в Таджикистане утверждает, что 18 афганских самолетов — два пассажирских и 16 военных — вылетели в Таджикистан.
Информации о ситуации на границе Туркменистана с Афганистаном мало. Туркменские государственные СМИ, как и ожидалось, не сообщали ни о каких знаменательных событиях, произошедших в последнее время в Афганистане.
Однако Туркменская редакция Азаттыка сообщила, что туркменские власти не позволяют афганцам — военным или гражданским, в том числе этническим туркменам, — пересекать границу с Туркменистаном.
ИЗВЕСТНЫЕ АФГАНЦЫ — ОФИЦИАЛЬНО НЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
15 августа, когда президент Афганистана Ашраф Гани бежал из своей страны, были сообщения о том, что он направился в Таджикистан.
Таджикские власти отрицали, что Гани приземлился в Таджикистане, хотя сообщалось, что Гани летел в сторону Таджикистана, когда покидал Кабул.
Имеется по крайней мере одна версия, согласно которой Гани договорился лететь в Таджикистан, но в последний момент и «по неясным причинам» Таджикистан отказался его принять.
Официальные лица Объединенных Арабских Эмиратов заявили 18 августа, что Гани и его семья находятся в Дубае, хотя дата его прибытия туда неизвестна.
14 августа бывший вице-президент Афганистана и полевой командир Абдул Рашид Дустум, который всего несколькими днями ранее был назначен руководить афганскими правительственными силами в северном Афганистане, и бывший губернатор провинции Балх Ата Мухаммад Нур, как сообщается, бежали из Мазари-Шарифа с многочисленными войсками и автотранспортом и попытались перейти на территорию Узбекистана.
Сообщалось, что Дустум и Нур всё еще находятся на территории Узбекистана. Однако, по информации Узбекской редакции Азаттыка, МИД Узбекистана отрицал нахождение Дустума, Нура или Гани в стране.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Таджикистан не подавал никаких сигналов о том, что собирается отправлять кого-либо из находящихся в настоящее время на его территории афганцев обратно в Афганистан.
Узбекские власти стараются не портить свои связи с талибами и по этой причине они, по всей видимости, отказываются принимать беженцев.
17 августа министерство иностранных дел Узбекистана опубликовало заявление, в котором говорится, что узбекская сторона поддерживает тесные контакты с талибами и «любые попытки нарушения государственной границы будут жестко пресекаться».
Как уже упоминалось, официальные лица Туркменистана не делают никаких публичных комментариев по поводу ситуации в Афганистане, помимо ранее прозвучавших призывов к стабильности в соседней стране, а Ашхабад почти никогда ничего не говорит о ситуации вдоль границы Туркменистана с Афганистаном.
Официальные лица Туркменистана встречались с представителями «Талибана» по крайней мере три раза в 2021 году, но, несмотря на все заверения, которые стороны давали друг другу, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, похоже, не уверен в безопасности своей страны.
Помимо того, что произошла переброска войск и военной техники — большей части закупленного за последние шесть лет вооружения — в районы вдоль афганской границы, Бердымухамедов также принял приглашение быть гостем в Таджикистане в середине сентября на саммите Шанхайской организации сотрудничества. Бердымухамедов дважды участвовал в этом мероприятии — в 2007 и 2016 годах.
Он также будет участвовать в саммите возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности в Душанбе. Бердымухамедову прежде не доводилось присутствовать на заседаниях ОДКБ.
Если произошедшее в первые несколько дней после падения афганского правительства перед «Талибаном» — худшее из того, с чем государствам Центральной Азии придется столкнуться в будущем, они, вероятно, сочтут себя счастливчиками.
Но это напоминание о том, что Центральная Азия и Афганистан тесно связаны, и если что-то будет происходить в Афганистане, то препятствовать распространению этого на Центральную Азию будет сложно.
19 августа 2021, 12:48
Перевела с английского языка Алиса Вальсамаки.
Leave a Reply