Не то все убегут

Bласти Туркменистана намерены ограничивать выезд граждан из страны и после пандемии. В настоящее время правительством рассматриваются два варианта получения предварительного разрешения на выезд: в миграционной службе или в МИД Туркменистана. По сведениям информированного источника turkmen.news в одном из министерств, руководство страны крайне обеспокоено оттоком населения. В начале июля радио «Азатлык» сообщило, что в Туркменистане осталось менее 2,7 миллионов граждан — более чем в два раза меньше официального показателя.

«В настоящее время правительством изучается вопрос введения практики получения разрешения на выезд на постоянной основе, то есть и после окончания пандемии коронавируса, — заявил источник. — Разрешение будет выдавать либо МИД, либо миграционная служба».

По сути, это возврат к практике получения выездных виз, действовавшей в Туркменистане в 2003-2004 годах. Тогда, напомним, гражданам в консульском отделе МИД в Ашхабаде было необходимо получить в паспорт специальный штамп, разрешавший человеку выезд в рамках определенного срока. Правило было введено после так называемого покушения на первого президента Сапармурада Ниязова.

Источник сообщил, что правительство серьезно обеспокоено нынешней фактической численностью населения Туркменистана, а с возобновлением регулярного авиасообщения после окончания пандемии власти опасаются и вовсе массовой эмиграции граждан.

В настоящее время, а именно в период пандемии, выезд граждан из страны осуществляется редкими чартерными рейсами, в основном, в Москву. Однако попасть на них не так просто. Выехать могут лишь люди, выписавшиеся и выезжающие насовсем, либо те, кому нужно выехать временно по экстренным гуманитарным обстоятельствам или на лечение. Для включения в списки на российские чартерные рейсы граждане должны подать соответствующее заявление в посольство РФ в Туркменистане. Затем сформированные списки отправляются посольством в миграционную службу Туркменистана для согласования. Через время эта структура отвечает диппредставительству, кому можно выехать, а кому разрешение не дано.

Видимо, такая разрешительная практика выезда станет постоянной.

Напомним, генеральный консул Туркменистана в Казани Атадурды Байрамов на встрече 26 марта с.г. со студентами Ульяновского государственного педагогического университета заявил, что открытия границ между государствами не стоит ожидать ранее 2023 года. После выхода того материала работник вуза опроверг эти слова, якобы приписанные консулу.

«Конкретно про сроки открытия границ он сказал (дословно), что “вопрос решается, решение зависит не только от Туркменистана, но и от России, поэтому на этот вопрос сейчас мы не можем дать четкого ответа”», — заявил советник при ректорате вуза Алексей Осипов, признав в то же время, что «несколько фраз были сказаны [консулом] на туркменском [языке]».

Также стало известно, что консульства Туркменистана за рубежом, начавшие наконец продлевать срок действия загранпаспортов, оказывают эту услугу только тем гражданам, кто застрял за границей из-за пандемии. Те же, кто стали нелегалами раньше, узаконить свой статус не могут. Штампы о продлении ставятся только в документы, срок действия которых истек либо истекает в период с 1 января 2020 по 31 декабря 2022 года. Таким образом, дипломаты не намерены решать проблему граждан, которые уже много лет назад оказались на нелегальном положении из-за невозможности продлить свой паспорт без возвращения на родину.

Пока же граждан Туркменистана, застрявших за рубежом, продолжают возвращать домой редкими вывозными рейсами.

Регулярное авиасообщение Туркменистана с другими странами было прекращено в марте 2020 года, а вывозные рейсы начали организовывать лишь в августе того же года. Из Турции, которая до эпидемии являлась главным направлением туркменской трудовой миграции, рейсов организуется недостаточно. Немало граждан остаются застрявшими и в других странах.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.