Пусть “сонный”, но адекватный

На днях исполнилось полгода президентства Джозефа Байдена – своего рода психологическая отметка, не менее важная для общества США, чем, например, первые 100 дней пребывания главы государства в Белом доме. Новый американский лидер, которому “в наследство” от его предшественника Дональда Трампа досталось немало проблем, сумел купировать большинство из них, однако остались и нерешенные вопросы. Мы решили оценить некоторые итоги первого полугодия президентства Джо Байдена.

“Единая нация”?

Байден “унаследовал” от Трампа четко разделенное на два фронта население, что продемонстрировал штурм Капитолия трампистами в начале января. Не стоит забывать и о сугубо расовых проблемах, которые всегда существовали в США, но обострились после гибели Джорджа Флойда и роста движения Black Lives Matter (BLM). Удалось ли новому президенту хотя бы немного сузить этот разлом?

Скорее да, чем нет. Отголоски движения BLM, конечно, по-прежнему слышны, но проявляются уже в локальных событиях, а не массовых стычках темнокожих с полицией, как это было при прошлой администрации.

Что касается трампистов, то и здесь Байден изо всех сил попытался сгладить углы, несколько раз напомнив о свободе волеизъявления народа (впрочем, не путем взятия здания конгресса) и решив не запускать ожидаемый многими “маховик репрессий”: пока по делу о штурме Капитолия вынесено всего несколько приговоров – и особой жесткостью они не отличаются.

Побороть пандемию

Не секрет, что на руку Байдену в его соперничестве с Трампом сыграло различное отношение двух политиков к пандемии коронавируса. Если бывший президент-республиканец долгое время игнорировал распространение COVID-19 в США, то его преемник с самого начала эпидемии призывал к принятию неотложных мер.

Байден повсюду появляется в санитарной маске и призывает к вакцинации. Многие трамписты сразу же расценили такое поведение как демонстративное: мол, сам политик-демократ не слишком-то верит в опасность “короны”.

Как бы то ни было, байденовская “пропаганда” сработала. Хотя в США по-прежнему высокий уровень заболеваемости, число привитых растет, а количество летальных исходов упало на 90% по сравнению с началом года, когда новая администрация еще не приступала к работе.

Действующий президент также подписал законопроект об оказании помощи от заражения коронавирусом на сумму 1,9 трлн долларов, а также ввел налоговые льготы для многодетных семей, поскольку они наиболее уязвимы перед пандемией.

Америка превыше всего

Если Трамп шел на выборы с лозунгом “Сделаем Америку вновь великой”, то Байден решил обойтись без столь амбициозных и хлестких формулировок. Как это часто бывает, результат в итоге оказался обратно пропорциональным.

Уже за полгода президентства Байдена число рабочих мест в стране выросло на три миллиона. И хотя это все равно почти на семь миллионов ниже допандемического уровня – результат впечатляющий, особенно с учетом того, что к потере многими работы привело именно трамповское промедление с принятием противокоронавирусных мер. Сам Байден говорит со ссылкой на советников, что темпы роста превышают в процентном соотношении показатели вообще любой существовавшей ранее американской администрации.

“Когда я только вступил в должность президента, экономика находилась на спаде, обеспечивая только 60 тысяч рабочих мест в месяц. Через полгода нам удалось переломить ситуацию. Мы перешли с 60 000 рабочих мест в месяц до 60 000 рабочих мест каждые три дня – а это более 600 000 рабочих мест в месяц с тех пор, как я вступил в должность президента. Всего же создано более 3 миллионов новых рабочих мест. Мне сказали, что это самый быстрый рост на данный момент в истории любой администрации”, – отметил американский лидер на брифинге.

Смена имиджа власти

Пока что отдельные члены команды Байдена ярко себя не проявили на новых постах. Но в их пользу играет хотя бы тот факт, что в отличие от старта президентства Трампа профильные комитеты Конгресса США не проводят часы в заседаниях и допросах относительно связей новой администрации с иностранными силами (в частности с Россией).

В публичных речах Байден действительно производит впечатление “сонного Джо”, как его прозвал Трамп: чего стоит только эпизод с майской шуткой во время выступления перед студентами Академии береговой охраны, которую никто не оценил.

Надо отдать должное новому президенту: он, похоже, и сам понимает, что не является выдающимся оратором и порой признает в ходе своих выступлений (как это было в штате Иллинойс в начале июля): “Да, это была скучная речь”. Тем не менее его “скучные речи” куда как более к лицу главе государства, чем знаменитая трамповская “твиттерная” дипломатия, когда основные новости для американцев бывший хозяин Белого дома транслировал через свой микроблог, а значительную часть сообщений и вовсе посвящал оскорблению оппонентов, выгораживанию себя и критике СМИ.

Байден разрешил выделить до $100 млн на эвакуацию афганцев

Восстановление старых связей

С приходом Байдена выросли надежды на восстановление взаимодействия США с их партнерами в рамках самых различных программ – от натовских до климатических. Если Трамп был увлечен упреками в адрес американских партнеров по Североатлантическому альянсу (в основном из-за их якобы скупости относительно “членских взносов”), то его преемник, похоже, пытается наладить прошлые связи, временно забыв о финансовом вопросе. Последнее тому свидетельство – встреча Байдена с канцлером Германии Ангелой Меркель. Несмотря на расхождение во взглядах Вашингтона и Берлина на проект “Северный поток-2”, в публичном пространстве диалог выглядел вполне конструктивным.

Сохраняются и надежды на то, что новая американская администрация вернется к Парижскому соглашению по климату, из которого при Трампе США вышли, чем навлекли на себя критику со стороны других участников договора.

Другой немаловажный документ – Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД, так называемая “ядерная сделка” с Ираном. – “МК”), ограничивавший амбиции Тегерана в вопросе разработки ядерного оружия. При Трампе Вашингтон также отказался от нее, что привело к росту активности иранцев. Сейчас же, допускают аналитики, Байден может реанимировать соглашение или предложить новое.

Разумный диалог

Эффект разорвавшейся бомбы повлек за собой ответ Байдена на вопрос о том, считает ли он президента России Владимира Путина “убийцей”. Тем не менее американской стороне удалось сгладить последствия столь неприятного для двусторонних отношений эпизода, проведя подряд несколько встреч на разных уровнях, вплоть до президентского саммита в Женеве.

Хотя и Москва, и Вашингтон признают, что проседание связей – критическое, – сам факт многочисленных контактов за короткий срок свидетельствует если и не о возможности новой “перезагрузки” (или “перегрузки”, как было написано над американской символической кнопкой в эпоху первого президентства Обамы), то хотя бы о перспективах выбраться со дна. И это выглядит гораздо более конструктивным подходом, чем четырехлетнее “братание” с Трампом, которое все равно не улучшило межгосударственные отношения, а во многом лишь ухудшило.

Показательно и то, что Байден, похоже, в то же время откровенно решил оставить в стороне трамповские достижения на северокорейском направлении. Впрочем, такая позиция объяснима: Трамп, конечно, сумел ситуативно наладить диалог с лидером КНДР Ким Чен Ыном, однако, как показывает практика, на северокорейской идеологии и военных амбициях это никак не сказалось: Пхеньян по-прежнему считает США и их “марионеток” в виде, например, Южной Кореи, заклятыми врагами. Поэтому рассчитывать на компромисс в данном случае не приходится.

Пусть “сонный”, но адекватный

Большое видится на расстоянии, но “МК” решил побеседовать с простыми американцами относительно их восприятия результатов “психологической отметки” в полгода президентства Байдена.

Джеймс Харрис, предприниматель из Чарльз-Сити, штат Вирджиния, сам голосовал за действующего президента США и, не впадая в восторг, считает, что последний пока со своей ролью справляется.

“Он пришел в сложный период, когда пандемия еще не закончилась – и, думаю, вряд ли скоро закончится, – когда на улицах были беспорядки… Не каждый бы рискнул на подобное. Многие ждали, что Байден будет действовать более решительно, как Обама (Байден был при нем вице-президентом. – “МК”), но, с другой стороны, и Байден старше, и проблемы другие. Я бы не голосовал за него, поскольку в целом предпочитал Берни Сандерса (сенатор-демократ, придерживающийся социалистических воззрений и вынужденный сняться с гонки, несмотря на многочисленную народную поддержку. – “МК”), но в любом случае более адекватный, чем Трамп, который дразнит его “сонным”. Да, он не так хайпует на твитах, но при нем хотя бы началась война с пандемией”.

Джейсон Горман из Сиэтла (штат Вашингтон), в свою очередь, также голосовал за Байдена, но – по иным причинам. На прошлых выборах он отдал предпочтение Трампу, считая, что бизнес-подход может поменять политику. Но затем разочаровался.

“Я выбрал Байдена лишь потому что Трамп долгое время игнорировал коронавирус. У меня семья, которой нужен уход, а он просто делал вид, что лучше медиков и ученых понимает ситуацию. Сейчас люди активно ходят на прививки и, надеюсь, скоро положение изменится. Что касается Байдена, то, учитывая его возраст, я не думаю, что он пойдет на второй срок, так что выбор был небольшой. Я надеюсь, что на следующих выборах появятся абсолютно новые кандидаты”.

***

Пока рейтинги Байдена не слишком убедительны: его деятельность одобряет лишь 50% населения. В основном это связано с вопросами миграции и использования огнестрельного оружия: эти проблемы новая администрация, видимо, “положила в долгий ящик”.

Как бы то ни было, у президента еще предостаточно времени, чтобы переключиться на эти направления: как говорится, было бы желание. С другой стороны, как справедливо замечают и эксперты, и простые граждане, второй срок на президентском посту он уже вряд ли получит. Вопрос в том, что сделает за оставшиеся 3,5 года его президентства Демократическая партия, дабы найти достойного конкурента республиканцам, от которых в 2024-м вполне может выдвинуться Трамп – он уже выражал подобные амбиции.

Ренат Абдуллин

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.