Российские СМИ сообщили 14 июля о том, что российские спортсмены, отправляющиеся в Токио на Олимпийские Игры, получили указание не высказывать свое мнение по деликатным темам, от движения Black Lives Matter до допингового скандала в России и аннексии Крымского полуострова.
В документе, подготовленном Олимпийским комитетом России и распространенном среди спортсменов, которые будут соревноваться в Токио под нейтральным флагом в качестве наказания России за допинговые нарушения в прошлом, якобы указано, как нужно отвечать на «провокационные» вопросы журналистов по политическим вопросам. Как сообщает Российские Ведомости, в ОКР подтвердили подлинность инструкций.
Политика и спорт давно тесно переплетены между собой. Советский Союз и его сателлиты бойкотировали Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе в ответ на то, что Соединенные Штаты и их союзники бойкотировали Игры 1980 года в Москве из-за советского вторжения в Афганистан.
Совсем недавно американская олимпийка легкоатлетка Гвен Берри протестовала во время исполнения американского национального гимна на мероприятиях, пытаясь привлечь внимание публики к вопросам расового неравенства в США в отношении чернокожих граждан. В этом году Олимпийский и Паралимпийский комитет США изменил свои правила, разрешив такие протесты на внутриамериканских спортивных мероприятиях.
Однако в России спортсмены редко критикуют Кремль или президента Владимира Путина. Тех, из них, кто задумывается о проблемах вне спорта, часто подвергают резкой критике. С юных лет им прививают мысль о том, что самое важное дело для них — достойно представлять Россию за рубежом.
Если во время Олимпиады российских олимпийцев будут спрашивать о движении BLM, им рекомендуется отвечать, что «взгляды на это движение — это личное дело каждого человека», и что «Олимпиада не должна становиться площадкой для каких-либо действий или проявлений политического характера».
В инструкции также содержится заранее подготовленный ответ на возможный вопрос о сексуальных домогательствах: «Я никогда не сталкивался (лась) с этим в своей карьере, но знаю, что эта проблема существует во многих странах», — должны сказать спортсмены.
«Информация распространяется очень быстро, и любой неосторожный ответ, который может быть искусно „вытянут” у спортсменов специально подготовленными людьми, может иметь крайне негативные последствия», — говорится в руководстве.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков подтвердил существование упомянутых рекомендаций, добавив, что «использовать их или нет — дело каждого спортсмена».
«Спортсмены — не политики», — сказал он журналистам.
Само по себе участие россиян в Играх в Токио — это отдельная горячая тема.
В 2019 году Всемирное антидопинговое агентство на четыре года запретило России участвовать в крупных международных спортивных мероприятиях, включая Олимпийские игры, после обнаружения доказательств системного нарушения допинговых правил и манипулирования лабораторными данными. В декабре Спортивный арбитражный суд сократил срок этого запрета до двух лет.
Российские спортсмены, признанные «чистыми», по-прежнему могут соревноваться, но не под названием, флагом или гимном своей страны. Аналогичные ограничения были введены во время Зимних игр 2018 года в Пхенчхане, где 168 российских спортсменов соревновались как «олимпийские атлеты из России».
Согласно ВАДА, пакет наказаний был «самым серьезным набором санкций», когда-либо наложенных за правонарушения, связанные с допингом. Но некоторые олимпийские лидеры считают эти наказания слишком мягкими.
Если спортсменов будут спрашивать о допинговом скандале, то руководство ОКР рекомендует, чтобы они уклонялись от ответов и говорили, чтобы на подобные вопросы отвечали те, кто и наложил эти наказания на Россию. И при этом советуют добавлять, что они по-прежнему чувствуют, что представляют Россию, и хотели бы услышать ее национальный гимн.
Для российских спортсменов, которые завоюют олимпийские медали и поднимутся на пьедестал почета, вместо государственного гимна прозвучит «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» Петра Чайковского.
Памятка ОКР чем-то напоминает советские времена, когда офицеры КГБ часто сопровождали спортсменов, участвующих в соревнованиях за рубежом, и держали их «на коротком поводке». Константин Гьянов, бывший офицер КГБ, которому в прошлом поручались такие задания, сказал в интервью телеканалу PBS (Public Broadcasting Service — американская некоммерческая общественная служба телевизионного вещания — прим.ред.), что перед поездкой на крупные международные соревнования советские спортсмены обычно собирались на «установочные лекции», которые им читало спортивное руководство.
После этого по традиции всей командой или группой спортсмены посещали мавзолей Ленина на Красной площади.
Гьянов сказал, что в те времена спортсменов инструктировали, что говорить и «как себя вести».
«Их считали представителями великой державы, — пояснил Гьянов. — Тогда соревнование между США и СССР проходило не только где-то в области технологий, космоса и вооружений, но и в области спорта».
Isabelle Khurshudyan
Leave a Reply