Сегодня исполняется 40 лет со дня открытия Государственного литературного музея Сергея Есенина в Ташкенте. А в мае было 100 лет дня приезда русского поэта в Ташкент.
Есенинский музей-единственный в СНГ. Его придумал и был первым директором журналист и художник Вадим Николюк. Много вложил в его создание замечательный знаток творчества русского поэта, автор нескольких книг, филолог и руководитель Русского культурного центра Сергей Зинин. Он, например, передал музею раритеты, связанные с Есениным, прижизненные издания. Среди создателей музея и культуролог, поэтесса, Альбина Маркевич, награжденная российской медалью Пушкина.
Вот что рассказал научный сотрудник музея Борис Голендер:
-Сергей Есенин рассчитан на любого читателя, поскольку он дорог всем, кто говорит по-русски. Поэтому музей прежде всего для тех, кто любит поэзию. И таких людей, слава Богу, у нас хватает.
На днях, скажем, здесь отмечался юбилей ташкентской поэтессы и писательницы Гуарик Багдасаровой, состоялся творческий вечер Николая Ильина.
Музей насчитывает четвертую по счету экспозицию. Первые были чисто любительскими: что собрали, то и показали — этакая лавка антиквара. Сегодня у нас четыре зала. Помимо хрестоматийных фотографий — автографы Есенина, книги, изданные при его жизни, надписи на них и посвящения, личные вещи поэта, подарки людей, которые лично его знали, подношения семьи Есенина.
Например, платочек матери. Это очень интересный экспонат, который не представляет ценности для ученых, но зато дает много сердцу людей — поклонников его таланта.
У нас имеется и посмертная маска Есенина — подлинная. Их осталось всего две. Одна в Константиново хранится, а вторая — в нашей экспозиции. А всего масок было сделано семь. Во время тяжелых репрессий в конце 30-х годов владельцы этих масок, известные личности, видимо, их уничтожили или спрятали, потому что хранить их в доме было в то время опасно для жизни.
Мы очень гордимся тем, что Татьяна Сергеевна — дочь Есенина, которая 50 лет прожила в Ташкенте, подарила нашему музею замечательную реликвию — чемодан, который был при Есенине в гостинице «Англетер». Есенин с этим чемоданом ездил по всему миру. А приобрел он его вместе с Исидорой в Париже. Потом чемодан перешел в семью Мейерхольда.
С Зинаидой Николаевной Райх Есенин также много путешествовал. Лишь позже чемодан попал в семью Есениных. Когда поэт приехал перед смертью в Ленинград, у него было два таких чемодана. В одном из них хранились документы Мейерхольда, а второй… оказался впоследствии в ташкентском музее.
Кстати, есть такое современное художественное полотно, на котором изображен Сергей Есенин в тот драматический вечер 27 декабря 1925 года — он сидит перед чемоданом, ремешки от которого и послужили орудием самоубийства. Такого рода экспонаты производят сильное впечатление на посетителей.
Мы воссоздали уголок ташкентского дома, как он примерно выглядел в то время, в котором снимал квартиру Валентин Иванович Вольпин, где Есенин читал главы своего только что написанного «Пугачева». Это очень важный исторический факт как для узбекской, так и для русской литературы.
Тогда, в центре нашего города сквозь открытые окна многие люди, проходящие мимо, могли слышать хрипловатый голос Сергея Есенина, который с большим чувством читал эту удивительную поэму. Именно тогда мать одного будущего поэта загорелась желанием воспитать своего сына в «поэтическом духе». И воспитала. Им оказался Дмитрий Сухарев — замечательный поэт, ученый, автор легендарной «Бричмуллы».
Leave a Reply