Двусторонняя встреча Байдена и Путина завершилась раньше ожидаемого и явно не в пользу российского лидера. В политическом смысле возможности Путина были сужены до минимума: до Женевы глава США встретился с лидерами Европы, договорившись об общем антипутинском фронте, сорвалась возможность продемонстрировать архетипичную эстетику «сильного мужика» и маскулинности при помощи кортежа, опоздания и совместной пресс-конференции.
Общее впечатление от саммиста скорее негативное, позиционирование Путин выглядет бледным, диалог двух президентов перешел в неожиданный для всех формат – разговор вассала с хозяином, отмечают эксперты.
Если для Байдена саммит – рутина, чтобы разобраться с Москвой и сосредоточиться на других ключевых треках, то для Кремля – это шанс, который появляется раз в несколько лет. И это партию внешпол с треском проиграл: подписано всего одно соглашение c абстрактными положениями.
Очевидно, Джо Байден говорил с позиции силы. К тому же именно он получил право последнего слова на пресс-конференции. И рычагов влияния у США хватает.
• 4 марта 2021 года США уже ввели санкции за нарушение закона о контроле над химическим оружием от 1991 года в связи с травлением Алексея Навального. Ограничения коснулись 16 лиц, включая Александра Бортникова, Игоря Краснова и 16 компаний. Второй пакет уже готов – он должен был вступить в силу 4 июня, но его отложили до проведения саммита;
• ужесточение санкций против российского госдолга. Уже действует запрет на покупку долговых бумаг в валюте и рублях, выпущенных Минфином РФ. Но пока запреты касаются лишь первичного рынка. Запрет на приобретение бумаг на вторичном сильно пошатнёт позиции бюджета – сегодня Минфин рассчитывает привлечь ₽1,5 трлн рублей, в том числе и за счёт иностранных инвесторов;
• усиление санкций против «Северного потока 2». Снятие санкций с оператора Nord Stream 2 AG еще не гарантирует беспроблемные поставки топлива в Германию. Глава Госдепа Энтони Блинкен недавно заявлял, что США оставляют за собой право пересмотреть позицию и вернуть санкции в случае необходимости. В этом случае Россия останется без возможности прокачивать газ по дну Балтийского моря, но с обязательствами транзита через Украину в рамках действующих контрактов.
Leave a Reply