В Узбекистане планируется запустить уникальный центр, который будет заниматься радиационной обработкой сельскохозяйственной продукции. Сегодня это не только один из самых безопасных и эффективных методов защиты фруктов и овощей от вредных спор и насекомых, но и необходимое условие для экспорта во многие страны. Партнером проекта выступит Госкорпорация “Росатом”.
Мы поговорили с советником генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”, старшим вице-президентом отраслевого комплекса “Русатом – Международная сеть” Александром Мертеном о том, как радиационная обработка поможет Узбекистану нарастить экспорт плодоовощной продукции, а также когда будет подписан контракт на строительство атомной электростанции в нашей стране
– Радиация и продукты питания. Звучит странно и страшновато. Расскажите об этом проекте, насколько это безопасно для потребителей?
– Ежегодно Узбекистан производит 17-20 миллионов тонн плодоовощной продукции, в тоже время на экспорт отправляется всего 0,6-1,2 миллиона тонн или 3-6% в год. Несмотря на это, Узбекистан уже сейчас входит в топ-10 мировых экспортеров по ряду наименований плодоовощной продукции (абрикосам, винограду, черешне) и сухофруктов (кураге, изюму).
Для реализации экспортного потенциала и дальнейшего увеличения объемов экспорта Узбекистану необходимо создавать новые мощности в сферах хранения, логистики и обработки продукции. В текущих реалиях большинство стран просто не принимают продукцию, не прошедшую обработку от вредных спор и насекомых. В настоящее время во всем мире самой безопасной и эффективной технологией считается радиационная.
При этом среди 15 стран-лидеров по экспорту сельхозпродукции только Узбекистан не применяет радиационную обработку. Во всех других 14 странах эта технология применяется и активно вытесняет морально устаревшую технологию обработки газом. На сегодняшний день в мире используется более 500 установок радиационной обработки сельхозпродукции.
“Росатом” сегодня – это многофункциональный холдинг, который развивает не только направление ядерной энергетики, но и другие перспективные технологии. Это, например, ветроэнергетика и литий-ионные накопители энергии, новые материалы с улучшенными свойствами, ядерная медицина, специализированная обработка сельхозпродукции и стерилизации медицинских изделий.
В нашей стратегии развития на первом месте стоит человек и улучшение качества его жизни, и, естественно, это невозможно сделать без обеспечения доступа к продуктам питания. И здесь важно понимать, что качество этих продуктов зависит от правильного хранения, обработки и доставки.
Мы все знаем качество плодоовощной продукции из Узбекистана, это признанный бренд. Узбекистан мог бы кратно увеличить объем поставок, но длительные сроки логистики на данный момент не позволяют этого сделать. Ситуацию может изменить наш совместный проект с компанией GATTER GROUP из Узбекистана. Уже создано совместное предприятие LUCH SIRIUS, которое будет строить и эксплуатировать Многофункциональный центр обработки. Мы намерены открыть его в 2023 году. Научную поддержку в рамках создания МЦО оказывает Институт ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан.
Этот центр позволит безопасно для здоровья на основе современных радиационных технологий обрабатывать плодоовощную продукцию, которая, в свою очередь, после такой обработки сможет дольше храниться и поступать в самые дальние уголки мира без потери качества. Это, несомненно, позволит увеличить экспорт и объем поступлений валютной выручки.
Применение радиационной технологии обработки позволит расширить географию поставок узбекской плодоовощной продукции. Сейчас, без такой обработки, у поставщика есть условно неделя, чтобы доставить продукцию, и еще примерно столько же – чтобы продать. В ином случае продукция начинает просто портиться. Учитывая сегодняшние ограничения из-за пандемии, сроки по доставке могут вырастать кратно.
Самое главное, что во многих странах, куда могла бы поступать плодоовощная продукция из Узбекистана, существуют заградительные нормы на ввоз необработанной продукции. Поэтому применение такой обработки предоставляет для республики ряд новых возможностей.
Что касается стерилизации медицинских изделий с помощью ионизирующего излучения, то этот вопрос сейчас становится особенно актуальным и востребованным в условиях пандемии.
Во-первых, этот вид стерилизации, в отличие от остальных, обладает достаточной проникающей способностью, что позволяет обрабатывать продукцию в герметичной упаковке.
Во-вторых, стерилизованные предметы сразу после обработки становятся пригодными к использованию.
В-третьих, этот метод также является наиболее экологичным, так как не предполагает применение газа. Кстати, такой способ стерилизации используется сегодня и в Узбекистане, в Институте ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан такая установка успешно функционирует.
– Как обстоит ситуация со строительством атомной электростанции в Узбекистане?
– Подписанию EPC-контракта предшествует много этапов. Агентством “Узатом” разработан документ об оценке воздействия проекта на окружающую среду. В Узбекистане должна пройти миссия МАГАТЭ по комплексному обзору ядерной инфраструктуры. Все эти этапы нужно пройти, прежде чем перейти к подписанию контракта и начать строительство.
Кроме того, нужно очень тщательно обследовать площадку будущего строительства, рассчитать проектные решения для этой площадки. Необходимо учесть множество факторов. Для Росатома всегда задача номер один – это безопасность. Именно поэтому Узбекистан и выбрал Росатом в качестве партнёра по строительству АЭС как компанию, которая имеет непререкаемый авторитет во всём мире.
Мы строим атомные электростанции в 12 странах, такого портфеля заказов нет ни у кого. И Росатом – единственная компания, которая строит станции поколения 3+ – самые безопасные на сегодняшний день.
Есть такая поговорка: семь раз отмерь, один раз отрежь. Совместно с нашим заказчиком – Агентством “Узатом” – мы идём именно по этому пути.
Сейчас мы работаем над текстом контракта, это большая и многоплановая работа. Узбекистан только вступает на путь создания атомной энергетики. Несмотря на то, что есть предпосылки к этому: есть собственная добыча урана, есть действующий исследовательский ядерный реактор в Институте ядерной физики. Но реализация такого масштабного проекта как строительство и потом эксплуатация атомной станции – это очень масштабный проект, к подготовке которого нужно подойти очень тщательно.
Это долгая, кропотливая, но необходимая работа. Значительные сроки подготовки документов – это мировая практика. Предконтрактные переговоры и вся исследовательская работа на перспективной площадке строительства, подготовка предварительных проектных решений – все это занимает несколько лет.
Важная часть этой работы – это подготовка кадров для будущей станции. Как вы знаете, мы в 2019 году открыли первый зарубежный филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. Сегодня уже в нём проходят обучение студенты первого и второго курсов, большое количество студентов из Республики Узбекистан учатся в НИЯУ МИФИ в Москве.
Этот период подготовки к заключению контракта, затем строительству занимает достаточно большое количество времени, но зато потом Узбекистан получит абсолютно безопасный, эффективный объект генерации электроэнергии, который ещё 60 лет как минимум будет вырабатывать дешёвую электроэнергию, которая не зависит ни от цен на нефть, ни от погоды. Станция будет надёжно выдавать энергию в сеть и обеспечивать достойную жизнь людей и работу производственных предприятий.
При этом мы ведем проработку и многих других проектов в Узбекистане. Среди них – проекты в сфере малой гидроэнергетики, цифровизация городского хозяйства “Умный город”, очистка воды, ветроэнергетика, переработка мусора. Все эти направления мы активно обсуждаем с соответствующими государственными структурами и частными компаниями.
Leave a Reply