13 апреля начнется священный месяц Рамазан, по-туркменски Ораза. Источники из Дашогузского и Марыйского велаятов Туркменистана свидетельствуют, что мусульманский пост стали использовать как предлог для сбора милостыни.
По традиции, перед постом дети всегда ходили по домам, пели песни и собирали сладости. Такие обычаи существовали в прошлом и сохраняются сейчас во многих странах мира. У славянских народов это так называемое колядование, которое практиковали чаще всего перед Рождеством, а иногда — перед Пасхой и Масленицей. В англоязычных странах дети до сих пор просят у соседей сладости перед Хэллоуином.
В прошлые годы в Туркменистане перед Ораза по домам ходили дети пяти-восьми лет, собираясь группами по три-четыре человека. Целей было много: поиграть-повеселиться, получить сладости, испытать соседей на такие качества, как скупость-щедрость. Но главное – было веселое праздничное настроение, которое испытывали и те, кто получал, и те, кто давал.
Позднее из-за бедственного положения туркменских семей игра и забава уступили место материальному интересу. Теперь малоимущие родители стали отправлять своих детей оповещать соседей о наступлении месяца Рамазан с одной целью – разжиться хоть какой-то суммой денег. Принести домой несколько мелких купюр стало считаться большой удачей.
Нынешней весной, по свидетельству источников, численность групп значительно увеличилась, вместе с маленькими детьми на улицах населенных пунктов стали встречаться подростки 14-16 лет, да и самих групп стало в разы больше. Дети стучатся в одни и те же квартиры и дома часто не по одному разу, что раздражает хозяев. Те выгоняют «рамазанщиков», закрывают перед ними двери: мол, вы уже тут были, уходите! К тому же нынче детей интересуют не только традиционные сладости и деньги, они просят «что-нибудь съестное» — обычную еду, хлеб, продукты.
«Раньше дети заходили только в частные дома, — рассказывает жительница Марыйского велаята. — А сейчас эти компании заглядывают и в магазины, и в госучреждения. Это явно уже не развлечение, а желание детей, особенно подростков, чем-то и как-то помочь родителям».
Традиция песнопений перед Рамазаном в странах Центральной Азии всегда вызывала споры. Жители этих стран еще в 2013 году перечисляли свои аргументы против этой практики в беседе с радио «Свобода». Кто-то говорил, что это не исламский обычай. Кто-то жаловался, что в наши дни песнопения стали слишком материалистичными: дети желают хозяевам дома, например, водить «Мерседес». А кто-то указывал, что добрые пожелания сменяются вымогательством: например, дети поют, что у тех, кто даст им щедро, родится сын, а у тех, кто даст мало — дочь, видимо, менее желанная.
Но то, что происходит сейчас в Туркменистане, выбивается из общей картины. Люди свидетельствуют, что в течение одного года ситуация в одних и тех же населенных пунктах резко изменилась. Причиной тому – явно не религиозные вопросы и не воспитание детей, а банальное обнищание населения.
Одновременно источники замечают рост числа людей (в том числе детей), копающихся в мусорных баках. С начала года в Туркменистане наблюдается резкое увеличение цен на продукты. В последнее время неофициальный курс доллара стал достигать отметки в 40 манатов (более чем в десять раз выше официального курса, составляющего 3,5 маната). Это отражается на ценах. Повышается не только стоимость продуктов у частников, но и субсидированные цены в государственных магазинах. При этом в госмагазинах сохраняется дефицит: каждая семья имеет право купить лишь ограниченное количество продуктов, но даже этот паек далеко не всегда доступен.
А рост цен на корма для животных заставляет граждан Туркменистана отказываться от содержания подсобного хозяйства. Те, кто еще пытается держать скот или птицу, вынуждены искать для них овощные очистки в тех самых мусорных баках.
Что же касается более серьезных трат, таких как покупка одежды, то тут дело обстоит еще хуже. Взрослые подолгу не меняют ветшающую одежду, а для растущих детей пытаются искать бесплатные или дешевые поношенные вещи по объявлениям. Но иногда обновить костюм оказывается необходимо: к форме школьников и одежде работников бюджетной сферы предъявляются единые требования. В таком случае семейный бюджет приходится урезать, и у людей остается еще меньше денег на еду.
Leave a Reply