Как показывает политическая практика, даже в условиях конфронтации и войн наличие переговорного контакта на самых различных уровнях свидетельствует о том, что хотя бы минимальное государственное благоразумие между странами все же существует. Взаимные нападки, угрозы, введение санкций и ограничений – но даже на таком фоне сохраняется хотя бы какая-то переговорная прокладка, которая худо-бедно, но держит двусторонние отношения на плаву.
Однако так было раньше, во времена, когда и Россия (в какой бы форме она не существовала) вела себя по-другому, и ее так называемые партнеры (они уже сами смеются над теми, кто их так именует), руководящие «цивилизованным Западом», многое не могли себе позволить из того, что позволяют нынче. Сейчас же складывается очень любопытная «переговорная заморозка» с его стороны в отношении России, и пусть с большой неохотой, но тем не менее – желание наводить мосты в отношениях с Китаем.
Поскольку в Москве весьма активно продвигают идею, будто Россия и Китай – это чуть ли не просто «верные союзники», но и в нынешние конфронтационные с Западом времена «друзья по несчастью», подобный подход противников Москвы и Пекина выглядит вроде бы как-то странно. С Россией демонстративно обрываются все концы переговорных зацепок, сметаются со стола последние и без того тонюсенькие папочки с вложенными внутрь листками с перечнем тем для взаимного обсуждения. А с китайцами (пусть даже дело иногда доходит до фактически взаимных оскорблений) переговоры все же идут.
Делегации высокопоставленных чиновников США и Китая встретились в середине марта на Аляске. Фото Reuters
Более того, единая Европа и Соединенные Штаты даже координируют свою деятельность, как изолировать и сдерживать Россию. А с Китаем координация идет по большей части в сфере взаимного давления и критики, но тем не менее,с надеждой на пусть и не быстрое, но все же перевоспитание официального Пекина. Причем самим фактом ведения переговоров с китайцами Запад показывает самое главное – свою большую заинтересованность в наличии тесных контактов с Пекином. Чего все последние годы явно недостает отношениям Запада и Москвы.
Почему же так происходит? И кто виноват в том, что именно так, а не иначе складываются нынче отношения Запада с Россией и Китаем?
Начну с российских реалий, потому как за многими «переговорными сюжетами» долгие годы довелось наблюдать, работая в Вашингтоне. Ни для кого не секрет, что отношения между США и Россией всегда были – да и будут вне зависимости от того, кто правит в Москве и Вашингтоне, – плохими. Чуть лучше, чуть хуже, но сама суть существования в нынешней форме обеих государств ничего положительного в их отношениях не сулит.
Соперничество, откровенная враждебность, борьба за влияние (не важно, где и с кем) – вот что их отличает. Причем ошибочно думать, будто некая «дружба» между США и РФ была при первом российском президенте Борисе Ельцине, а потом якобы о ней забыли. И тем не менее… Даже в самый разгар конфронтации (с 2000 года были три массовые высылки российских дипломатов из Вашингтона) некие переговоры, которые иногда именовались нейтрально «консультациями», все же велись. Но о чем? Практически всегда – о совершенно «третьих» темах, которые напрямую американцев и российских граждан вовсе не касались.
Бывшая Югославия, Афганистан, Ближний Восток, положение на Корейском полуострове, Сирия, Венесуэла, международный терроризм, даже то же сокращение стратегических вооружений. Но… Нет никаких переговоров – и не первый год – о совершенно нелепейшем отсутствии именно нормальных государственных отношений. О нормальных деловых контактах между двумя странами, облегчении для рядовых граждан при поездках друг к другу, снятии унизительных визовых барьеров и прочего. Но дело в том, что американцы просто не хотят вести такие переговоры. Они им не нужны и вряд ли понадобятся на обозримую перспективу.
Точно так же ведет себя с Россией и Евросоюз. Все те именно двусторонние вопросы, которые важны России, обсуждать европейская сторона либо не желает, либо желает так (тот же визовый вопрос), что лучше вообще за стол переговоров не садиться. Зато европейцы ведут с Россией «воспитательные беседы» касательно положения на постсоветском пространстве. Особенно не пойми на каком основании – по Украине, которая если она на самом деле независимая, то России давно пора забыть про нее. А если все же «зависимая от внешнего управления», то не с европейцами или американцами вопросы решать надо, а напрямую – и не факт, что с официальным Киевом.
Во всем этом нежелании и США и ЕС вести с Россией конкретные и имеющие важность именно для нормальных двусторонних отношений переговоры есть три ключевые причины. Первая – как бы и кому бы сие не было неприятно слышать, но Россия реально сегодня не важна ни для Америки, ни для единой Европы. Так, чтобы бросить все и ею заниматься. «Перевоспитанию» она особо не поддается, какой-то приоритетной ценности что в политическом, что в экономическом плане для Запада не представляет (таковы реалии, увы!). А в само слово «сдерживание» Запад вкладывает самую банальную суть – «лишь бы не мешала править всеми остальными».
Второе: руководство и США, и стран ЕС абсолютно уверено в том, что Россия им ничем не угрожает. Ни в военном плане, ни в экономическом, ни в идейно-интеллектуальном. Но они продолжают вещать о «российской угрозе», пугать свое население якобы агрессивностью Кремля и прочими страшилками. Однако все это – для внутреннего потребления, чтобы выбивать громадные военные бюджеты и поддерживать некий образ врага. С которым лучше не связываться, но на всякий случай готовиться дать ему отпор.
И в-третьих, в ответ на свои бесконечные санкции, личные и иные оскорбления России на международном уровне (не знаю, что нынче страшнее – отвечать на слова телеинтервью для американского зрителя Джозефа Байдена в адрес своего российского коллеги или в очередной раз отправлять своих спортсменов участвовать в международных соревнованиях без флага и гимна страны) и Соединенные Штаты, и единая Европа абсолютно уверены, что Москва ровным счетом ничем им не ответит.
То есть всю эту политику игнорирования, унижения и «сдерживания» можно и дальше будет проводить им совершенно безнаказанно.
А теперь посмотрите, что и как делает Китай в своих контактах с США и Европой. Скрепя сердце американцы вынуждены были недавно вести переговоры с китайскими представителями в Анкоридже. Переругались на глазах журналистов, обменялись более чем недружественными ремарками. Обозначили существенные расхождения в своих позициях. И… выйдя в кулуары отеля, накоротке вновь и вновь обсуждают самое главное – двусторонние торгово-экономические отношения.
Если у России с Америкой их практически нет, то Китай и США именно нужны друг другу в экономической сфере. Точно так же – единая Европа и КНР. Именно в США и Европе китайцы закупают передовые технологии, а если получается – то и попросту их крадут. Если же не выходит, то ищут именно к этим странам «нестандартные подходы». Сотни тысяч студентов и аспирантов из КНР учатся в Европе и США (у России эти цифры – на грани статистической погрешности).
В военной сфере Китаем тем же американцам можно напугать максимум Японию и немножко Австралию с Индией. Но даже эти «напуганные» зависят в торгово-экономической сфере от КНР настолько, что скорее будут вести переговоры с Пекином, нежели обрубать любые возможности для диалога. При этом, что показательно, Китай уже довольно успешно пользуется тем, что ЕС и США сворачивают свои отношения с Россией, и по целому ряду направлений он готов заполнить образующиеся Москвой «контактные ниши».
Прямо противоположно ведут себя США и ЕС в отношении первых лиц РФ и КНР. Если российский президент Владимир Путин совместными усилиями Брюсселя и Вашингтона, по сути дела, демонизируется (тогда как с ним можно вести переговоры?), то к встречам с председателем КНР Си Цзиньпином готовы все, представляющие «коллективный Запад». И даже при весьма сдержанной критике китайского лидера ни американцы, ни европейцы (особенно на высшем уровне) не осмеливаются переходить на брань и угрозы.
Ошибочно было бы думать в этом случае, будто Китая на Западе попросту опасаются, а Россию не боятся вовсе (хотя именно ею и запугивают местное население). Но разница в ответных мерах на разного рода санкции и прочие унижения весьма существенна. Если Россия после очередной «западной пощечины» подолгу раздумывает, а чем бы таким ответить (хотя зачастую отвечать – себе еще больше вредить), то китайцы не просто тут же дают сдачи. Они бьют по самым уязвимым местам и американцев, и европейцев. И тем самым им намного выгоднее именно решить проблему переговорами, нежели открытой конфронтацией.
И еще об одном очень любопытном посыле касательно наличия переговорного диалога между Россией и коллективным Западом. Руководство США и ЕС все время подчеркивает, что якобы готово сотрудничать с Москвой только там, где им выгодно – и, естественно, на своих условиях. А российское руководство подтверждает ровно то же самое: мы готовы к диалогу с Западом, но только в тех сферах, которые важны для РФ, и только на наших условиях. В итоге каждый действует везде, где якобы «существуют возможности для диалога» (типа Сирии или Венесуэлы), исключительно по собственным соображениям. А позицию противоположной стороны считая при этом неконструктивной и враждебной.
Пока переговоры о своих интересах и жестко отстаивая свои позиции, ведет с Западом Китай. Предложения же России вести переговоры «хотя бы о чем-то» ни американцы, ни единые европейцы практически не слышат. Еще раз тем самым показывая, в каком направлении лежат их внешнеполитические приоритеты и кто для них принципиально важен, а кто – не совсем
Юрий Игоревич Сигов – журналист-международник.
Leave a Reply