28 июня 1919 года был подписан Версальский договор, в соответствии с которым победители Первой мировой войны применяли к Германии весьма суровые меры. Договором предусматривался запрет на перевооружение Германии в целях исключения новой военной угрозы с ее стороны. Однако граф Ульрих фон Брокдорф-Ранцау (Ulrich von Brockdorff-Rantzau) после переговоров остался убежден, что условия договора выходят за всякие рамки, а статья 231, согласно которой на Германию была возложена вся ответственность за развязывание войны, посеет ненависть среди граждан страны. Со своей стороны, маршал Франции Фердинанд Фош (Ferdinand Foch), командовавший союзными войсками, заявил, что «это не мир, а 20-летнее перемирие».
Но тогда никто, ни граф Брокдорф-Ранцау и маршал Фердинанд Фош, ни президент Вудро Вильсон (США), премьер-министры Жорж Клемансо (Франция), Дэвид Ллойд Джордж (Великобритания) и Витторио Эмануэле Орландо (Италия), не могли предположить, что предаст их исторический враг Германии — СССР, заключивший с ней тайный союз. Кто бы мог подумать, но в межвоенный период эти две страны, которые, казалось, ни за что не смогли бы найти общий язык и были обречены на взаимное уничтожение, тайком помогали друг другу, причем больше десятилетия. В 1925 году большевистское и немецкое правительство договорились, что будущие летчики Рейха смогут обучаться на специально подготовленной для этого советской базе.
Таким образом, можно сказать, что Сталин обеспечил последующее создание нацистского люфтваффе, а два самых смертоносных режима XX века, придерживающиеся диаметрально противоположных идеологических позиций, работали бок о бок. Официально этот факт подтвердил Европейский союз 19 сентября 2019 года, приняв резолюцию (535 голосов за, 66 против, 52 воздержались), в которой он осудил «нацистский и коммунистический режимы, осуществлявшие массовые убийства, геноцид и депортации, что привело в XX веке к невиданным в человеческой истории масштабам гибели людей и лишения их свободы».
Враги становятся друзьями
Это соглашение было выгодно обеим сторонам. Согласно Версальскому договору, в отношении Веймарской республики устанавливались жесткие ограничения, касающиеся призыва новобранцев и подготовки армии. Так что ей нужно было место, где она могла бы испытывать оружие, готовить летчиков и доводить до совершенства техники ведения войны. Сталину же нужны были новые технологии для развития авиационной промышленности, поэтому его совсем не волновало, что ранее его партнеры жестко подавляли все попытки Коммунистической партии прийти к власти. Кроме того, немцы должны были платить два миллиона марок в год за аренду базы, а Москве как раз нужны были деньги.
Школа пилотов была открыта в Липецке в 373 километрах к югу от советской столицы. Первые условия были оговорены еще при подписании договора в итальянском городе Рапалло в 1922 году. Для финансирования школы была создана секретная система под названием «блауэр хаусхальт» или синий бюджет. Его задача состояла не только в выделении средств на проект, но и в том, чтобы службы государственного контроля не заподозрили о ее существовании. Хотя в теории эти деньги должны были использоваться для сотрудничества в более широком смысле этого слова, в итоге они шли на содержание объектов инфраструктуры (мастерских, взлетно-посадочных полос, больниц, казарм, столовых и т.д.).
Также туда направлялись другие средства, полученные в результате предпринимательской деятельности компаний, расположенных в Рурской области. Они с удовольствием оплачивали расходы школы, чтобы ускорить вывод из Германии французских войск. По подсчетам историка Фернандо дель Кастильо (Fernando del Castillo) в книге «Изобретение вулкана: тайное перевооружение Германии» (La invención de Vulcano: El rearme clandestino alemán), на создание школы в Липецке по тем временам было потрачено около ста миллионов марок. Это включает строительство сооружений, зарплаты советских сотрудников, не имеющих отношения к армии, и закупку боевой техники среди прочего.
Переговоры
«Германия отклонила первоначальное предложение СССР по использованию аэродрома в Одессе, поскольку он слишком близко расположен к западной границе России, а это могло вызвать дополнительные проблемы. Например, Германия осознавала, что им будет очень сложно установить контроль на Черном море, чтобы избежать визитов непрошеных гостей. Липецк же был идеальным вариантом, поскольку располагался более чем в 1300 километрах к северо-востоку от границы с Европой и в 500 километрах от Москвы, если ехать поездом. На самолете из советской столицы до Липецка можно было добраться за два часа», — объясняет историк.
Кроме того, этот аэродром использовался во время Гражданской войны в России, поэтому Германия знала, что он находится в хорошем состоянии. Была и другая весьма привлекательная причина: Липецк всегда был известен термальными источниками и лечебными грязями. Там находился специальный курорт для аристократов, а цари приезжали туда с незапамятных времен вплоть до революции 1917 года. Наконец, существовала обширная система объектов инфраструктуры, которыми могли воспользоваться пилоты, если у них возникнут проблемы в полете. Например, взлетно-посадочные полосы в Москве, Ленинграде, Одессе, Казани, Киеве, Харькове, Воронеже и Вольске, которые поддерживали деятельность этой необычной советско-германской школы.
Школа начала работать в июле 1925 года. Разобранные самолеты сначала доставили на корабле в Ленинград, а оттуда на поезде привезли в Липецк, где их собрали и подготовили к эксплуатации. Немецких учеников сначала готовили в школах гражданской авиации, которые специально для этого были замаскированы под другие учреждения, и они уже прослушали теоретический курс по работе с радиоаппаратурой, фото- и видеокамерами. «В Липецке они обучались 12 месяцев без каких-либо перерывов и каникул. Таким образом, Германия хотела подготовить летчиков, которые смогут работать в любое время года при любых погодных условиях. Она стремилась воспользоваться всеми предоставленными возможностями, а также осознавала, что чем быстрее будут обучены пилоты, тем скорее на их места прибудут новые кандидаты», — отмечает Кастильо.
Путешествие под прикрытием
Поездка будущих нацистских летчиков в Липецк была довольно длинной. На поезде они проезжали две тысячи километров, потому что им было необходимо добраться из Берлина до Москвы незамеченными, а потом они преодолевали еще 500 километров до школы в Липецке. Если они путешествовали по морю, то отправлялись из порта города Штеттина в Ленинград, где садились на поезд до Москвы. Все это было сделано для того, чтобы не проезжать по территории Польши и не столкнуться с польскими пограничниками или агентами польской военной разведки, известной как Второй отдел Генерального штаба Войска Польского.
Летчики были одеты в гражданскую одежду, как будто они предприниматели, занимающиеся торговлей, или сотрудники немецких компаний. Визы и паспорта были поддельными, а имена, естественно, вымышленными. Они не должны были вызывать подозрений у пограничников, чтобы никто не подумал, что они причастны к проекту. Любая проверка на границе могла привести к разоблачению, и тогда власти и иностранная пресса, прежде всего, немецкая и британская, узнали бы что происходит. Они и до этого заявляли, что в Липецкой области творится что-то неладное.
С открытия школы до 1930 года ей руководил майор Вальтер Штар (Walter Stahr), а до ее закрытия в 1933 году майор Мор и капитан Мюллер. Все инструкторы были немцами. Поэтому можно утверждать, что больше восьми лет Сталин способствовал созданию будущего люфтваффе Адольфа Гитлера. Когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, то Третий Рейх перестал выполнять условия, установленные союзниками в Версальском договоре. Германия стала открыто заниматься перевооружением, бросая вызов Франции и Великобритании. Поездки на секретную базу в СССР прекратились. Новым полигоном для испытаний нацистской авиации стала Испания, где шла Гражданская война и где воевали многие пилоты, прошедшие обучение в Липецке.
В своей книге «Дипломатия» Генри Киссинджер писал: «По окончании первой недели Версальской конференции Германия и Советский союз стали беспокоиться, что их могут настроить друг против друга. Поэтому министры иностранных дел обеих стран, не теряя времени, составили соглашение, согласно которому между Советской Россией и Германией устанавливались дипломатические отношения, государства отказывались от взаимных притязаний и предоставляли друг другу статус наиболее благоприятствуемой нации. К концу года обе страны тайно обсуждали соглашения о военно-экономическом сотрудничестве, например, Рапалльский договор, который способствовал сближению советских и немецких руководителей на протяжении всего межвоенного периода».
Leave a Reply