28 марта примерно в 22:45 часов трое неизвестных с битой жестоко избили ташкентского блогера Миразиза Базарова у его дома, после чего скрылись. Базарова госпитализировали с открытым переломом ноги, черепно-мозговой травмой, ушибами. Незадолго до нападения блогер жаловался на угрозы физической расправы. Его травили за посты с требованием убрать из Уголовного кодекса статью о мужеложстве. Многие комментаторы впоследствии поддержали напавших на Миразиза. «Фергана» попыталась разобраться, чем Базаров так разозлил узбекистанцев.
Случай с СГБ
Базаров давно и активно критиковал руководство страны. Летом 2020 года, в разгар пандемии COVID-19, он написал открытое письмо МВФ и АБР с требованием не выдавать никаких крупных кредитов правительству, пока не будет создан механизм контроля расходования займов со стороны общества. Власти, со слов блогера, утверждали, что полученные средства идут на медицину и социалку, а многочисленные публикации в СМИ и блогах свидетельствовали, что это не так.
«Более того, сами кредиты, выданные международными организациями, стали не только катализатором чрезвычайного роста уровня коррупции, но и ударили по бизнесу и экономике страны — именно после одобрения кредитов от МВФ и АБР правительство Узбекистана усиливало карантинные меры, оставляя значительную часть людей без доходов и средств к существованию», — объяснял Базаров.
После публикации письма его вызвали в Службу государственной безопасности (СГБ). Базаров пришел туда с адвокатом Сергеем Майоровым, но их отказались пускать внутрь, сославшись на то, что у Майорова якобы была высокая температура. Позднее им передали слова следователя о том, что блогер может прийти в другой день, либо позвонить по телефону.
Тогда же Миразиз стал жертвой провокации — его телефон и фотографии кто-то разместил на сайте секс-услуг. Там же были опубликованы данные Дарины Солод, издателя Hook.report, где вышла статья о Базарове, и журналиста Влада Авдеева, который написал о ситуации с блогером в своем Telegram-канале. Самому Базарову начали писать угрозы с различных номеров в Telegram, о чем он пожаловался начальнику УКД ОВД Мирабадского района, но реакции не последовало.
«Bazarov Lives Matter»
Базаров — русскоязычный блогер, родился и вырос в Ташкенте, но не скрывал от подписчиков, что плохо знает узбекский. В своих публикациях он неоднократно критиковал «бессмысленную войну» руководства республики с русским языком, призывая вернуть ему официальный статус.Коллаж из Facebook Миразиза Базарова
В начале этого года он объявил, что хочет участвовать в президентских выборах, запустив хэштег #bazarov2021. Сам Миразиз не мог выставить свою кандидатуру, хотя бы потому, что он моложе 35. Тем не менее, он нашел «прокси-кандидата» Мурода Махсудова — блогера, правозащитника и риелтора, который, как утверждал Базаров, согласился стать лицом его кампании.
Одновременно Миразиз объявил, что зарегистрирует партию BLM Uzbekistan (Bazarov Lives Matter), чтобы выдвинуть кандидата от этого политического объединения. Позже, правда, кампания лишилась «лица», а Базаров стал называть предстоящие выборы «фэйком», «жалким спектаклем» и призвал их бойкотировать. После этого количество поступающих ему угроз возросло в разы. Он жаловался на них, но никакой реакции от правоохранительных органов опять же не последовало.
«Он много писал про госзакупки, коррупцию. Начал активно поддерживать отмену статьи о мужеложстве, и на него натравили радикальных мусульманских блогеров. На самом деле, стычки с ними начались немного раньше, с одним блогером — Гейдаром. Он даже писал заявление на Гейдара за то, что тот разжигает ненависть», — рассказал «Фергане» знакомый Базарова.
Сам Миразиз утверждал, что подстрекательством против него занимались три блогера: Аброр Мухтаров, Али Шуркат Мусаев и Абу Салих. Все трое, с его слов, связаны с СГБ.
Декриминализация ЛГБТ
В последнее время Базаров много раз выступал в защиту прав ЛГБТ, при этом неоднократно подчеркивал, что сам себя к представителям сексуальных меньшинств не причисляет. Посты блогера, посвященные этой теме, традиционно набирали сотни гневных комментариев. На некоторые из них автор отвечал в свойственной ему манере, что вызывало еще большую агрессию.Комментарии в Tik Tok Миразиза Базарова
Согласно официальной версии властей, именно Базаров спровоцировал беспорядки в центре Ташкента на прошлых выходных, когда около 100 радикально настроенных мужчин пришли к скверу Амира Темура, скандируя «Аллах Акбар!», и чуть не побили двух анимешников, приняв их за представителей сексуальных меньшинств.
В МВД заявили, дескать, Базаров «неоднократно призывал людей с нетрадиционной ориентацией к массовым выступлениям у мечети Хаст Имам и сквера Амира Темура», и вот 28 марта «группа граждан, посчитавшая его призывы оскорблением своего достоинства, собралась в сквере, чтобы высказать свое мнение и гражданскую позицию по данному факту».
Получилась странная ситуация, когда государство, где еще недавно действовали достаточно жесткие нормы в религиозной сфере, «проморгало» сотню радикально настроенных граждан в центре столицы (во что уже верится с трудом), а затем, по сути, возложило вину за случившееся на блогера.
У Базарова действительно есть видео, где он призывает всех, кто поддерживает ЛГБТ в Ташкенте, посещать каждую пятницу площадь Хаст Имам. Вот оно. Но весь этот ролик — откровенный стёб, смысл которого в том, что участники пятничной молитвы — это и есть те, кто откликнулся на его призыв. Самим представителям сексуальных меньшинств Миразиз никуда идти не советует, потому что их могут «побить или убить».
Были у Базарова и более провокационные видео по этой теме, например, то, где он пригрозил приложить все усилия, чтобы посадить 300 представителей ЛГБТ, работающих в аппарате президента, парламенте, Минфине, Минюсте и руководстве Службы государственной безопасности, в случае, если власти не исключат из Уголовного кодекса статью о мужеложстве. Или то, где он в шутку захотел создать Службу Гей Безопасности — СГБ 2.0., предложив поработать в ней бывшим сотрудникам «СГБ 1.0» (Службы госбезопаности), СНБ и милиции.
«Мне эта тема ЛГБТ сама немножко надоела, это все равно, что я бы боролся за права блондинчиков и рыжих, — признавался Базаров в другом своем ролике. — Но тем не менее, меня удивляет это лицемерие, сволочизм и гадство псевдогомофобов Узбекистана, которые сами — представители ЛГБТ, особенно среди высшего управления. Стандартная вещь — почему они против отмены этой статьи, потому что для них это — бизнес! Они ловят гомосексуала, и минимум двушку с него просят, либо до нескольких штук. Если это СГБ, то еще больше денег, плюс вербовка. Прикол в том, что на самом деле никого не осудят по этой статье».
Навальный и психология
Молодая аудитория, если читать комментарии, позитивнее воспринимала Базарова и, как правило, понимала его шутки. Например, в одном из роликов блогер сообщил, что решил «для баланса» повесить портрет президента у себя дома, одновременно призвав школьников «прекратить убирать портрет Мирзиёева, заменяя его на персонажей аниме, участников k-pop групп и Навального» (на самом деле, так делали двумя месяцами ранее с портретом Владимира Путина в российских школах).
Однако после беспорядков многие обвинили блогера в том, что он подставил анимешников и поклонников k-pop, которых разъяренная толпа могла избить в сквере.
«Провокатор» — самое безобидное, что звучало в адрес Миразиза в последнее время. Но почему-то аналогичные претензии не предъявляли его оппонентам, которые травили Базарова, не разъясняя при этом своей аудитории разницу между представителями ЛГБТ и любителями аниме, которых тот собирал.
Хотя по видео одного из таких «лидеров мнений» в Tik Tok можно судить, что не только к геям, но и к субкультурам он относится враждебно.
Базаров много и не без самоиронии рассуждал о природе ненависти и вражды. Прозвища «шайтан, сатана и суверен Узбекистана», использованные в заголовке, он придумал себе сам. Один из аккаунтов блогера был полностью посвящен «райх психологии» («телесно ориентированной терапии»).
«Миразиз с точки зрения психологии объяснял, как, например, работает ненависть. Он разбирал те или иные признаки и пытался их объяснить с научной, психологической и социологической сторон, — рассказывает его знакомый. — Но он для этого выбрал шутовскую форму, как «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo — парижское еженедельное издание, которые высказывается на грани фола по поводу любых актуальных событий, в том числе трагических, известно своими антирелигиозными карикатурами — прим. ред.). Об очень серьезных вещах он говорил в комичной форме».
Базаров многими своими постами эпатировал аудиторию, какие-то из них действительно могли оскорбить, какие-то — просто неверно интерпретировали. Но с отчаянностью, достойной лучшего применения, он публиковал и говорил то, за что еще несколько лет назад в Узбекистане можно было уехать в Жаслык. Что же это, если не свобода слова, которая пришла в страну вместе с новым правителем.
Только почему-то узбекистанцы встретили ее с битой наперевес.
Leave a Reply