В стремлении улучшить условия жизни в бедных селах Наманганской области Узбекистана ее губернатор намерен временно переезжать в них, чтобы на местах руководить модернизацией инфраструктуры. Но жить чиновник будет в сооруженном специально для него мобильном доме, в условиях, далеких от окружающих реалий.
Глава Наманганской области на востоке Узбекистана намерен временно переехать в слаборазвитое село, чтобы воочию увидеть, с какими проблемами сталкиваются люди. На основе этого опыта он планирует затем инициировать проекты, направленные на улучшение повседневной жизни людей.
На первый взгляд, это очень благородный поступок.
Но, глядя на то, какое жилье готовят для Шавката Абдураззакова на период его проживания в селе Бунёдкор, возникают сомнения, что ему удастся пережить те невзгоды, которые терпит местное население.
Также маловероятно, что эта грандиозная идея исходила от самого чиновника.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзияев посетил Наманганскую область 19 февраля и, как сообщалось, неожиданно остановился в захудалом Бунёдкоре — примерно в 18 километрах от Намангана, административного центра области, чтобы ознакомиться с условиями жизни.
Пройдясь по селу и пообщавшись с его обитателями, Мирзияев заявил, что «ситуация плачевная, питьевой воды нет, дороги в плохом состоянии… [и] мусор вываливают за зданием, где собираются жители махалли (квартала)».
Мирзияев отругал мэра Намангана Олимджона Исаева и генерального прокурора города Бахромжона Юлдашева. Во время поездок по регионам президент Узбекистана часто выступает перед камерами гостелеканалов с такой критикой чиновников.
Эти гневные речи, несомненно, призваны служить доказательством того, что президент — на стороне простых людей и борется против неэффективной местной власти.
Но частые публичные упреки, которые звучат из уст Мирзияева с экранов телевизоров, не положили конец злоупотреблениям со стороны чиновников в регионах.
После отъезда Мирзияева Абдураззаков встретился с некоторыми примерно из 12 тысяч жителей Бунёдкора и объявил, что некоторое время поживет в их селе.
Сейчас к населенному уже прокладывают новые линии электропередач.
По словам местного активиста, который на условиях анонимности говорил с Узбекской редакцией Азаттыка — Радио Озодлик, село остро нуждается в других удобствах.
«В нашей махалле годами не было водопровода, люди пили воду из арыков, — сказал активист. — Природного газа вообще не было. Говорят, что сейчас проводят водопровод, а позже проведут газ в нашу махаллю».https://t.me/namvilhok/21298?embed=1
ОСОБНЯК НА КОЛЕСАХ
Жить Абдураззаков будет не в съемной квартире. Не станет он останавливаться в гостях у какой-нибудь местной семьи. Свое жилище он… привезет.
Чиновник будет проживать в трех больших «контейнерах»: сборных помещениях, которые обычно используются в качестве офисов или складских помещений на крупных строительных площадках или для небольших киосков или кафе в городах.
Но прежде чем губернатор переберется в село, чтобы воочию увидеть проблемы в Бунёдкоре, по словам активиста из Намангана, сотни людей были привлечены к работам по улучшению местных условий жизни.
Как говорит активист, госслужащие и солдаты «подметают улицы, кладут новый асфальт и разбивают клумбы вдоль дорог».
Сообщается, что работа ведется круглосуточно и считается «хашаром» (каз. «асар» — обычай добровольной взаимопощи. — Ред.). Правда, насколько происходящее «добровольно», вопрос спорный.
23 февраля журналист Озодлика поехал в Бунёдкор и сфотографировал работы, которые ведутся в селе.
Новый временный дом губернатора почти готов, и найти его местным жителям будет очень легко, так как у него уже есть новые деревянные ворота, а вокруг — бетонная стена с вывеской: «Дом губернатора Наманганской области».
За бетонным ограждением — новенький двор с террасой, на которой губернатор сможет выпить чаю с гостями или отдохнуть в одиночестве.
Многие задаются вопросом, сколько денег потратят на это жилище прежде, чем в село начнут поступать средства для ремонта жилищ людей, которые проживают здесь на постоянной основе.
По словам пресс-секретаря администрации Наманганской области Азиза Абдуллаева, денег на дом губернатора в Бунёдкоре не тратится.
Абдуллаев утверждает, что для дома используется металл из старых контейнеров, а бетонные стены обычно стоят в каком-то другом месте и были привезены в Бунёдкор на то время, пока там будет жить губернатор.
Судя по одному из снимков этого строения, строительный материал действительно был взят из старых контейнеров.
ОПЫТ «УДОБСТВА НА УЛИЦЕ»
На странице MobileHome Uz в Facebook’e рекламируют такие мобильные дома, там также можно увидеть, как некоторые из них выглядят изнутри.
Они снабжены несколькими электрическими розетками, которые питаются от генератора, обеспечивая освещение, обогрев помещения и, возможно, кондиционирование воздуха.
То, что дом в Бунёдкоре трехконтейнерный, означает, что один будет служить помещением для проживания и сна, второй — кабинетом, а третий — «душем и туалетом».
Всем этим он будет выгодно отличаться от домов по соседству, в которых нет водопровода.
В отсутствие канализации жители Бунёдкора вынуждены пользоваться «удобствами на улице». Обычно это небольшая деревянная постройка на расстоянии от дома, «оснащенная» дырой в полу.
Если Мирзияев и Абдураззаков всерьез намерены заняться изучением жизни в селе, хорошим стартом для них стало бы использование такого туалета для отправления нужд.
Потому что, если многочисленные чиновники, которых отправляют в эти бедные районы, хотят по-настоящему прочувствовать низкий уровень жизни и связанные с этим проблемы, им стоит — по примеру жителей этих сёл — посреди холодной зимней ночи одеться, обуться и отправиться на прогулку к такому сортиру. А в жаркий летний вечер у них была бы возможность перед использованием открыть на какое-то время дверь этого туалета и постоять рядышком в ожидании, когда рассеется рой мух.
Если бы чиновники опробовали это на себе, весьма вероятно, первым делом они взялись бы за прокладку канализации и водопровода в дома сельчан.
Мирзияев пообещал совершать внезапные визиты в некоторые из беднейших деревень страны во время грядущих поездок по регионам, так что перспектива переехать в села, подобные Бунёдкору, есть не только у чиновников Намангана.
Фактически глава Бухарской области Ботир Зарипов также переезжает в одно из беднейших сёл его региона. Пользуется ли он меньшей благосклонностью президента, чем Абдураззаков, или, возможно, просто считает, что нужно вести себя скромно, но жить он будет в «вагончике» советских времен.
Планируется, что губернаторы и руководители районов по всему Узбекистану будут использовать такие мобильные дома, чтобы переезжать из одного бедного села в другое и на местах обнаруживать и исправлять недоработки.
Но, учитывая пример Абдураззакова, трудно поверить, что чиновники смогут прочувствовать «прелести» сельской жизни, проживая в условиях, никому больше в этих селах не доступных.
Leave a Reply