Трагедия, произошедшая с 14-летним спортсменом Сулейманом Турсунбаевым, продолжает оставаться темой номер один в туркменском сегменте социальных сетей. Активисты за рубежом 19 февраля намерены провести пикет перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке. Судя по поступающим в редакцию сообщениям, загадочная смерть юноши на устах и в самом Туркменистане. Turkmen.news удалось получить комментарии в спортивной школе-интернате в Ахалском велаяте, где учился погибший.
Официально туркменские должностные лица не комментируют подобные происшествия, и, конечно, не общаются с независимыми журналистами. Максимум, чего можно ожидать — дежурная отписка в каком-нибудь докладе в ООН через несколько лет после инцидента. Но мы связались с завучем интерната Шемшат Оразкулиевой (телефон +993 12 526350) и представились сотрудниками одной из вышестоящих структур. В итоге Оразкулиева изложила нам позицию руководства спортивной школы. Это именно та позиция, которая представлена следователям и контролирующим органам.
Сам факт смерти ученика в интернате признают, но объясняют случившееся довольно странно. Якобы Сулейману удалили в поликлинике зуб, после чего у него открылось кровотечение. Один день он пролежал в общежитии, а потом его в сопровождении родственников отправили домой. Затем из Дашогузского велаята в школу сообщили, что подросток скончался.
Стоит отметить, что на кадрах видеоролика из больницы, снятого, когда юноша был еще жив, видно судно, наполненное испражнениями с кровью. Неизвестно, что за «стоматологи» с ним поработали, но методы, которые они используют для удаления зубов, однозначно вызывают вопросы. А вообще, было ли там удаление зуба? Нам кажется, что нет. По другим источникам, подростку вообще выбили целый ряд зубов.
Оразкулиева сказала, что Турсунбаев занимался не дзюдо, как сообщали другие источники, а вольной борьбой. Завуч утверждает, что за весь 2020 год проводилось лишь два соревнования, в феврале и мае, Сулейман принимал участие в них обоих. Но с 1 сентября и по настоящее время по распоряжению Чрезвычайной комиссии по борьбе с распространением болезней никаких соревнований не проводилось ни в школе, ни за ее пределами. По словам завуча, были запрещены даже товарищеские встречи. Более того, отменены тренировки, так как соблюдать карантинную дистанцию в 1,5 метра при контактных видах спорта невозможно.
На вопрос о том, возможно ли было проведение каких-то неофициальных турниров, Оразкулиева ответила, что приехавшие из велаятов ученики проживают в общежитии под постоянным контролем. Ни на летние, ни на зимние каникулы их не отпускали домой. Завуч подчеркивает, что ученики не имеют возможности ускользнуть и самостоятельно принять участие в каких-то соревнованиях, тем более Сулейману было всего 14 лет.
Оразкулиева добавила, что тренеры Эсен Эсенов и Союн Аннамов написали рапорты и объяснительные, на основании которых была подготовлена официальная справка для всех, кто будет интересоваться смертью юного спортсмена. Кто именно из тренеров, по неофициальной версии, был избит вместе с Сулейманом, выяснить не удалось, потому что, как заверяют в школе, никто никого вообще не избивал.
Напомним, о смерти уроженца села Ак гала Куняургенчского района Дашогузской области Сулеймана Турсунбаева turkmen.news стало известно в начале февраля, а к середине месяца нам удалось узнать имя юноши и некоторые подробности случившегося. Родители подростка Зияда Ходжакова и Матьякуб Турсунбаев выступили с видеообращением к президенту Гурбангулы Бердымухамедову.
Источники изначально сообщали, что Сулейман принимал участие в соревнованиях по борьбе. По их словам, юноше приказали поддаться сопернику. Но он не выполнил распоряжение и победил в соревновании. Вскоре после этого сам юноша и его тренер были избиты на улице некими мужчинами спортивной наружности. Случайные прохожие вызвали скорую помощь, Сулеймана доставили в одну из больниц Ашхабада. Но там пострадавшего не приняли, посоветовав отвезти его по месту прописки. Его пришлось везти в больницу Куняургенчского этрапа, за 500 с лишним километров. Там врачи пытались спасти ему жизнь, но он скончался от полученных травм.
Туркменский Хельсинский фонд по правам человека уточняет, что Сулейман участвовал в отборочных соревнованиях 20 января, поступил в районную больницу спустя два дня, а 27 числа там же скончался от полученных травм. По данным фонда, у подростка не складывались отношения с другими учениками. Он не раз жаловался той самой замдиректора, которая изложила нам версию об удалении зуба, что его систематически избивали и несколько раз сломали его кровать.
В этой истории гораздо больше вопросов, нежели ответов на них. Может быть, кто-то из учеников интерната вовлек каким-то образом в свой конфликт тех «взрослых спортсменов», о которых юноша успел рассказать родителям перед смертью? Или Сулейман сам поссорился с этими спортсменами и те с ним «разобрались» таким жестоким образом? Могли ли стать причиной разборок некие подпольные соревнования? На все эти вопросы может и должно ответить следствие. Но, судя по версии с «удалением зуба», туркменские власти не намерены разбираться в этой истории, а стремятся просто как можно быстрее ее замять.
Leave a Reply