Гнилые овощи, манка на воде, мясо, которое отказываются есть даже коты на помойке… Нет, это не в исправительной колонии, а в обычном муниципальном детском саду одного из городов Балканского велаята Туркменистана. В целях безопасности источников мы не указываем населенный пункт, но один из наших собеседников заявил, что ситуация одинакова практически во всех дошкольных учреждениях этой области. Два с половиной года назад turkmen.news уже писал о плачевном состоянии детсадов, и тогда казалось, что хуже быть уже не может. Но в «эпоху могущества и счастья» нет ничего невозможного: источники сообщают, что за последний год ситуация значительно ухудшилась.
Все «лучшее» — детям
«Овощи всегда гнилые, молока нет, манку варят на воде, — рассказывает мама одного из воспитанников детского сада. — Компот не варят, потому что сухофрукты тоже привозят заплесневелые. А сок за последние месяцы дали только один раз, в честь Нового года. Еду готовят без растительного масла, но и сливочного, чтобы мазать на хлеб, тоже нет. Летом из овощей были почти одни баклажаны и в супах, и на второе. А это овощи не для каждого желудка. Дети все время страдали диареей».
На фотографиях выше – одна из недавно поступивших партий картошки и лука. Родители, возмущенные тем, что дети приходят домой голодными и часто жалуются на боли в животе, решили однажды проверить, из чего им готовят пищу. Картошка – вся гнилая, кормовая для скотины, но именно ее дают детям. Лук же весь проросший и мягкий внутри.
Особые нарекания вызывает качество мяса, которое иногда попадает на стол детям. По сообщениям родителей, ни они сами, ни работники садов не знают, что за мясо дают детям. В коробках парагвайской фирмы «Frigomerc» то ли замороженная буйволятина, то ли говядина. Но что бы там не было, это мясо отказываются есть не только дети, но и дворовые коты.
«Там одни жилы, а какому животному они когда-то принадлежали — непонятно, — рассказывает родитель ребенка. – Более того, от продукта исходит плохой запах. Неудивительно, что даже дети, не избалованные высоким качеством питания, чаще всего отказываются от этого блюда. Один раз мне отдали мясо из садика, которое дети не доели, я попытался накормить им кошек во дворе. Но они отказались к нему даже прикасаться, хотя обычно готовы съесть все, что найдут на помойке».
Источники turkmen.news уверены: воровством в этом детсаду занимаются заведующая учреждением и завхоз. Обоих не раз ловили на том, что те в день завоза продуктов питания отсортировывали хорошие продукты, грузили их под покровом ночи в свою машину и увозили продавать частникам. Всю гниль оставляли детям. На угрозы родителей сообщить обо всем в прокуратуру заведующая заявила: жалуйтесь кому хотите, у меня все схвачено!
Turkmen.news известны полные имена и заведующей, и завхоза, но в целях безопасности источников мы воздерживаемся от публикации этих данных. Реакцией на публикацию станет то, что органы возьмутся не за вороватых руководителей, а за тех, кто переслал в СМИ эти факты и фотографии.
В день внезапного визита родителей на кухню детсада там, помимо гнилой картошки и лука, а также коробок с блочным мясом, были вермишель, перловка и зеленый чай самого низкого сорта. Больше в саду ничего не было, повара сами приносили кто что сможет: несколько помидор, столько же болгарского перца, немного растительного масла.
Родители подчеркивают, что до 2018 года, когда за сад платили 8 манатов в месяц, дети редко оставались без масла и молока. Теперь платят по 80 манатов, то есть садик, который посещают 180 детей, ежемесячно получает 14.400 манатов. Это около $515 по рыночному курсу или более $4 тысяч по госкурсу. Но нормального питания дети не получают.
Особенно тяжело приходится многодетным семьям, которых в том городе, о котором идет речь, очень много. Они жалуются, что половина зарплаты уходит на оплату садика, но дети возвращаются оттуда голодными. Это наверняка плохо сказывается на здоровье детей, но выбора у многих родителей нет. Не отдавать детей в сад — значит оставить маму или бабушку и без работы, и без зарплаты.
Не лучше обстоит дело и с коммунальными удобствами. Один из городских садиков расположен в старом здании, там нет водопровода, нянечки вынуждены таскать воду с улицы. Когда они жалуются руководству на тяжелые условия труда, им предлагают самостоятельно оплатить трубы и насос. А моющие средства воспитатели уже давно покупают на свои деньги. Что же касается закупки газовых буржуек для отопления, то эта забота переложена на плечи родителей.
«Не все родители согласны скидываться, — отмечает мама детсадовца. — Некоторым просто все равно, что их дети будут мерзнуть. Таких людей тоже хватает. Но даже когда все есть, на расстоянии более метра от печи уже холодно. Здание требует ремонта, везде задувает».
В другом городском садике ремонт недавно сделали. Но родители, которые хотят перевести детей туда, слышат отказ. Мест в учреждении не хватает.
Повышение родительской платы в детских садах стало частью «перехода к рыночным отношениям», об успехах которого регулярно рапортуют официальные СМИ. Как отмечали источники turkmen.news в 2018 году, заведующие убеждали родителей, что благодаря повышению оплаты условия в садах значительно улучшатся. И, действительно, первое время после реформы в некоторых садах детям давали йогурты, свежие фрукты, кондитерские изделия. Но затем все это сошло на нет, и условия стали только хуже.
Сейчас родителей больше всего возмущает безнаказанность действий конкретной заведующей. Надзорные органы и управление образования Балканского велаята бездействуют, хотя о том, что творит начальница, в городе знает каждая собака, а уж вышестоящие организации и подавно. Родители говорят, что в велаяте, да и везде по стране, каждый чиновник или прокурор озабочен тем, чтобы получить свою выгоду. Даже в ситуациях, когда дело касается здоровья и благополучия детей.
Leave a Reply