В ходе IV международного Конгресса «Культурное наследие Узбекистана – фундамент нового Ренессанса» основатель Института Центральной Азии и Кавказа, Фредерик Старр провел «ревизию» культурного наследия Узбекистана и рассказал, какие усилия необходимо приложить, чтобы сохранить это достояние.
Ученый отметил, что культурное достояние Узбекистана является как региональным, так и общечеловеческим, и стирает все политические и этнические границы.
«При посещении Узбекистана очень быстро вникаешь в его самобытное наследие, в архитектуру, великие памятники Бухары, Самарканда, Хивы и других городов, элегантно рассказывающие о славном прошлом», — сказал Фредерик Старр.
При этом он отметил, что в стране зачастую встречаются случаи неправильной, неграмотной реставрации архитектурных памятников.
Эти ошибочные реставрации стоило бы переделать в свете наших современных знаний об архитектурных сооружениях. Отсутствие строительного камня во многих регионах Узбекистана вынудило древних строителей использовать сырцовый кирпич. Бесчисленные конструкции, построенные из этого материала, со временем, к сожалению, просто растворились. Археологи раскопали некоторые из этих утерянных памятников и обнаружили, что на самом деле они являются сокровищами мировой архитектуры. Это Парфеноны Узбекистана, растворенные в земле. Мы можем только мечтать о восстановлении большого дворца Тимура в Шахрисабзе, ведь прогноз по затратам немыслимо огромен
, — пояснил Старр.
Он предложил реконструировать архитектурное наследие виртуально.
Такой проект мог бы значительно обогатить туризм и древние памятники, а также, конечно, расширить музейные коллекции. Эти виртуальные реконструкции позволили бы будущим поколениям студентов восстановить потерянное прошлое. Не менее важно, что это позволило бы Узбекистану переписать историю мировой архитектуры, добавив великолепные образцы строительного искусства, давно исчезнувшие с этой земли
, — добавил ученый.
Он подчеркнул также, что простые дома жителей и обнесенные стенами комплексы, которые можно найти в древних кварталах Бухары, Самарканда и других исторических городов, порой представляют потенциально больший интерес, нежели грандиозные памятники. Фредерик Старр подчеркнул острую необходимость сохранения этих строений в контексте как интерьера, так и экстерьера. Это касается не только отдельных жилищ, но и целых кварталов — махаллей. Была отмечена необходимость создания Каталога махаллей.
Отвечая на вопрос, как можно спасти это бесценное сокровище и передать его будущим поколениям, ученый сказал, что Узбекистан отчаянно нуждается в законах, которые защитят целые исторические районы, и в гражданском движении за сохранение исторического наследия, которое будет настаивать на том, чтобы такие законы действительно приводились в действие.
«Европа и Америка предлагают прекрасные модели таких законов и гражданских групп защитников памятников старины. Этот опыт предлагается изучить и адаптировать к узбекским реалиям”, — считает Фредерик Старр.
Он добавил, что сохранившаяся и изученная историческая архитектура Узбекистана, великие памятники, а также махалли и частные дома могут стать источником вдохновения для нового поколения узбекских архитекторов. При проектировании зданий и сооружений они могут опираться на традиции великих зодчих прошлого.
Эта задача на данный момент едва поставлена. И это открывает огромные перспективы на будущее. Это ключ к тому, чтобы узбекские города не стали центральноазиатскими версиями Дубая, банальными и пустыми окраинами глобального модернизма, а не обновленным, благородным и вдохновляющим прочтением богатых местных традиций в строительном искусстве
, — отметил эксперт.
Затем он рассказал о такой сокровищнице узбекской культуры, как письменное слово, древние рукописи, и приветствовал усилия по идентификации и оцифровке редких рукописей из Узбекистана, хранящихся в музеях мира, предпринимаемые Председателем Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана Фирдавсом Абдухаликовым. Фредерик Старр назвал эту инициативу, поддержанную правительством республики и социально ответственным бизнесом, образцом для подражания для других стран.
Древние рукописи должны быть тщательно расшифрованы, отредактированы и переведены на языки, доступные современному читателю. Необходимо перевести их, в первую очередь, на английский язык, и распространить по библиотекам и музеям мира. Это как раз решает задачу популяризации культурного рукописного наследия Узбекистана
, — подчеркнул Старр.
В своем докладе он также коснулся музыкального наследия, подчеркнув, что музыка исчезает гораздо быстрее, чем поэзия. Старр с сожалением отметил, что это древнее наследие за последние несколько десятилетий было значительно упрощено и искажено, также, как и искусство танца.
Наш прямой контакт с древней музыкой из этой страны заключается только в нескольких записях, сделанных в начале XX века. Однако эрудированные узбекские ученые сейчас открывают ключи к расшифровке древних музыкальных текстов, и приступили к задаче освоения тонкостей исполнения. Скоро у нас будут живые мастера этого важного сегмента центральноазиатской культуры. Искажения советского времени тщательно убираются и в танцевальном искусстве, принося потрясающие результаты
, — заявил Старр.
Он рассказал также о еще одном измерении культурного наследия Узбекистана – его богатом вкладе в развитие технологий. Ученый напомнил, что многие древние научные инструменты, в том числе и знаменитая астролябия, позволившая Колумбу добраться до Америки, были отчасти разработаны на территории Узбекистана.
Страна, долгое время бывшая крупнейшим в мире экспортером готовых изделий из хлопка и шелка, теперь возрождает это древнее искусство в чистом виде руками предпринимателей из Ферганской долины. Не менее важно производство бумаги, которой Самарканд прославился на весь мир, а также ножей и клинков из так называемой дамасской стали (кстати, она на самом деле была изобретена в Центральной Азии). А изящная посуда, выполненная как из металла, так и из глины и фаянса! Я весьма рад сообщить, что все эти виды искусства реанимируются в основном молодым поколением квалифицированных дальновидных мыслителей, полностью осознавших творческие связи, которые могут быть созданы между прошлым и будущим
, — сказал Фредерик Старр.
Ученый уделил отдельное внимание работе Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана:
Ключ к успеху — вернуть культурное наследие страны во всех его аспектах и использовать его в современном понимании во всех областях. Узбекистан не может и не должен этого делать в одиночку. Иностранные эксперты во многих сферах уже внесли свой вклад в этот процесс и могут сделать гораздо больше в будущем. Сотрудничество между узбекскими и международными экспертами в каждой области сохранения культурного наследия высвободит море энергии и даст результат намного больший, чем каждый мог бы достичь в одиночку. Разумеется, именно такое мышление и породило замечательную группу граждан Узбекистана и международных экспертов, которые собрались сегодня здесь, в Ташкенте
, — заключил ученый.
Стоит отметить, что Указом Президента Узбекистана №6600 «О мерах по дальнейшему повышению роли и значения сферы культуры и искусства в жизни общества» в программе дополнительных мер по дальнейшему развитию сферы культуры и искусства в Республике Узбекистан в 2020-2021 годах в пункте № 9 прописаны задачи по поддержке деятельности мирового сообщества по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия Узбекистана.
Предложения и идеи Фредерика Старра уже находят свое воплощение в работе зарубежных и отечественных ученых – членов Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана. Ряд инициатив включен в Дорожную карту работы Общества на 2021 – 2925 гг.
Leave a Reply